Сегодня, 5 ноября
- (Нет мероприятий)
Ближайшие мероприятия
-
13 ноября - 15 ноября
-
14 ноября / 10:00 - 18:00ЕкатеринбургФорум Industrial construction/Industrial design
-
21 ноября / 10:00 - 18:00
-
26 ноября - 28 ноябряСанкт-ПетербургФорум-выставка «Российский промышленник-2024»
-
17 декабря - 19 декабря
-
11 февраля 2025 - 14 февраля 2025
Целевые индикаторы повышения энергоэффективности многоквартирных домов во исполнение климатической доктрины РФ и послания Президента от 29.02.2024
В. И. Ливчак, к. т. н., независимый эксперт по энергоэффективности зданий и теплоснабжению жилых микрорайонов
В статье [1] отмечается, что, согласно Климатической доктрине РФ (далее — Доктрина)1, ключевой долгосрочной целью является «…достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением». И в пункте 39 Доктрины в качестве «мер, обеспечивающих эту цель, приводятся: а) повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б) развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов…», а в пункте 41 добавляется, что «эффективная климатическая политика должна осуществляться в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности», в том числе особенно в «секторе строительство и эксплуатация зданий»2 (без курсива дополнено. — Авт).
Приводятся причины невыполнения в нашей стране требований Правительства РФ о повышении энергетической эффективности зданий от 25 января 2011 года3, 20 мая 2017 года4 и 27 сентября 2021 года5, предложена новая таблица классов энергетической эффективности зданий с учетом поставленной долгосрочной цели как для проектируемых зданий, так и эксплуатируемых зданий по результатам энергетического обследования.
Но из того, что Доктрина ключевой целью устанавливает достижение баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением, а в числе мер, обеспечивающих достижение этой цели, на первое место ставится повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики, не следует, что в каждой отрасли должно соблюдаться заданное в целом для экономики страны соотношение этого баланса по выбросам и возможным повышением энергоэффективности в ней. В частности, в секторе строительства и эксплуатации зданий отмечается, что «российские здания обладают самым большим техническим потенциалом экономии энергии за счет повышения их энергоэффективности как в новом строительстве, так и при капитальном ремонте». И совсем не обязательно, что если в статье [2], опубликованной уже после утверждения Климатической доктрины, нетто-выбросы парниковых газов остаются практически неизменными до 2030 года, то в этот период не следует повышать энергетическую эффективность зданий. Наоборот, согласно посланию Президента России от 29 февраля 2024 года, в нем обращается внимание на реализацию принятых на себя обязательств уже сейчас, в предстоящем шестилетии до 2030 года, и к ним в первую очередь относится забытое обязательство Правительства России от 20 мая 2017 года4 о повышении энергетической эффективности зданий нового строительства к 2023 году на 25%, а к 2028 году (с предлагаемым переносом до 2030 года из-за задержки с начинанием. — Авт.) не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, а комплексного капитального ремонта существующих МКД — до базового уровня, что позволяет использовать эти возможности по максимуму за счет допущения выбросов в других секторах экономики, снижение которых сопровождается большими затратами.
Ниже приводится табл. 1 предлагаемой нами динамики изменения целевых индикаторов повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) нового строительства и построенных до 1980 года и с 1980 по 2003 год включительно. Это год утверждения СНиП 23-02-20036 «Тепловая защита зданий», в котором впервые приведен расчет удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, являющегося показателем тепловой энергетической эффективности зданий, и год присвоения базовых значений показателям теплозащиты здания и его удельного энергопотребления, с которыми сравнивается достигнутое в проекте или по результатам энергетического обследования, и на основании этого сравнения назначается класс энергоэффективности искомого здания.
Поскольку, как было показано в [1], с 2012 года вместо СНиП 23-02-2003 действующим стал СП 50.13330.20127 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», по которому по непонятной причине удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесенный к единице площади квартиры в [кВт•ч/м2] или ее объему [кВт•ч/м3], новым авторским коллективом был заменен на удельную характеристику расхода тепловой энергии, принятой из той же табл. 9 СНиП 23-02 (СП 50, п. 10.1), но отнесенной к отапливаемому объему всего здания в размерности [Вт/(м3•°С)], что неправомерно и исключает возможность оценки истинного состояния энергоэффективности запроектированного здания, а также потому, что решение Правительства РФ от 25 января 2011 года по повышению энергоэффективности зданий не было включено в СП 50.13330.2012, в соответствии с которым сегодня выполняется раздел проекта «Энергоэффективность зданий», и поэтому никакого повышения энергоэффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий с 2004 года по настоящее время не проводилось, что и отражено в табл. 1 в колонке «стандартное здание». Поразительно, что в новой, изданной в 2024 году, редакции СП 50.13330.20248, несмотря на критические замечания, которые игнорируются, повторяется та же неграмотная «удельная характеристика расхода тепловой энергии», возвращающая нашу страну в прошлый век по энергоэффективности строящихся зданий и противоречащая указу Президента РФ!
В блоке табл. 1 «Суммарный удельный годовой расход конечной энергии на дом» приводятся показатели, характеризующие, помимо удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, которое применяется на обязательной основе для всех типов зданий, также и на горячее водоснабжение, и электрической энергии на освещение, кондиционирование воздуха (последнее за исключением МКД, согласно ППРФ № 16285), силовое и подключенное через розетку электрооборудование зданий, находящихся в эксплуатации (верхняя строка: расход конечной энергии — применяется, согласно ППРФ № 1628, на добровольной основе; нижняя строка — в том числе без отопления и вентиляции).
Таблица 1. Типы зданий и нормы потребляемой энергии для: зданий по СНиП 23-02-2003, зданий с низким потреблением энергии, энергопассивных зданий и зданий с потреблением энергии, близким к нулевому, рекомендуемые для принятия в России до 2050 года
Тип здания |
Удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, кВт·ч/м2 |
|||||||
стандартное здание по СНиП 23-02-2003 с 2003 по 2023 г. |
здание с низким потреблением энергии, с 2030 г. |
энергопассивное здание с 2040 г. |
здание с энергоза-тратами, близкими к нулевым, с 2050 г. |
|||||
на 1 м2 |
снижение % к станд. |
на 1 м2 |
снижение % к станд. |
на 1 м2 |
снижение % к станд. |
на 1 м2 |
снижение % к станд. |
|
МКД нового стр-ва |
85 |
0% |
42 |
50% |
25 |
70% |
9 |
90% |
МКД стр-ва до 1980 г. |
193 |
0% |
42 |
в 4,6 раза |
42 |
в 4,6 раза |
42 |
с низким потребл. энергии |
МКД стр-ва до 2004 г. |
168 |
0% |
168 |
0% |
105 |
в 1,6 раза |
42 |
с низким потребл. энергии |
Офисы |
125 |
0% |
63 |
50% |
38 |
70% |
13 |
90% |
Суммарный удельный годовой расход конечной энергии на дом, кВт·ч/м2 |
||||||||
МКД нового стр-ва |
285 |
0% |
142 |
50% |
85 |
70% |
29 |
90% |
в т.ч. без от. и вент. |
200 |
0% |
100 |
50% |
60 |
70% |
20 |
90% |
Офисы, в т. ч. без |
200 |
0% |
100 |
50% |
60 |
70% |
20 |
90% |
отопл. и вентиляции |
75 |
0% |
37 |
50% |
22 |
70% |
8 |
90% |
Примечание к табл. 1. Показатели удельного годового расхода тепловой энергии на отопление (вместе с вентиляцией) и суммарного расхода конечной энергии (помимо отопления и вентиляции, еще и на горячее водоснабжение, и электрической энергии на освещение, приборы и оборудование, общедомовые нужды, а для офисов дополнительно с охлаждением для систем кондиционирования воздуха), относящиеся к стандартному зданию, приводятся для МКД 5–12 этажей и 4-этажного офиса для региона с ГСОП = 5000 град.-сут. Для достижения всех существующих МКД к 2050 году уровня «зданий с низким потреблением энергии» необходимо выполнять комплексный капитальный ремонт ежегодно на площади 2,5% жилищного фонда города в 2020 году, что примерно соответствует площади нового строительства в этом году. |
Табл. 1 построена с опережением выполнения Доктрины относительно сектора экономики «здания» к 2050 году в том числе потому, что, по нашему мнению, уровня потребления энергии, близкого к нулевому, можно достигнуть для зданий нового строительства, а для зданий существующего жилищного фонда выполнить комплексный капитальный ремонт без отселения жителей возможно только до уровня с низким потреблением энергии (что снижает теплопотребление МКД на отопление и вентиляцию в 4–4,6 раза по сравнению с существующим уровнем или в два раза по сравнению с базовым теплопотреблением). И при этом, чтобы достигнуть такого уровня теплопотребления всех зданий жилищного фонда, необходимо выполнять комплексный капитальный ремонт ежегодно на площади 2,5% жилищного фонда города в 2020 году, что примерно соответствует площади возведения нового строительства в этом году. Это позволит, по нашим расчетам в [3], к тому же 2030 году выполнить комплексный капитальный ремонт всех зданий жилищного фонда города, построенных с 1980 года, а для остальных зданий жилищного фонда, построенных с 1980 до 2020 года, — также на уровень зданий с «низким потреблением энергии» к 2050 году.
Далее в этой таблице акцентировано внимание на обязательности реализации повышения энергоэффективности зданий уже сейчас, в предстоящем шестилетии до 2030 года, что отвечает тренду послания Президента России от 29 февраля 2024 года. Это принципиально отличает наши предложения от сценариев повышения энергетической эффективности зданий в нашей стране, приведенных в [4], основанных на принципе, что «до 1 марта 2028 года для выполнения требований по классам энергоэффективности снижения удельного расхода теплоты на отопление и вентиляцию не требуется, а с 1 марта 2028 года по 2060 год снижение удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию должно составить 10%» — за 32 года всего на 10%! Хотя по действующему тогда Постановлению Правительства РФ от 20.05.2017 № 603 вместо проваленного ППРФ № 18 от 25.01.2011 как раз требовалось снижение на те же 50% к 2028 году по сравнению с базовым, что и предлагается нами со сдвигом на 2030 год в альтернативной редакции ППРФ № 1628, разработанной НП «АВОК» и изложенной в [5]. Там же приводятся уточненные базовые значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию всех зданий и нормируемые к 2030 году до уровня «зданий с низким потреблением энергии», а новых зданий — к 2050 году до уровня, «близкого к нулевому».
Этими решениями исправляется «вялая» соглашательская политика, изложенная в [2 и 4] и исключающая повышение энергоэффективности МКД в период до 2028 года и предлагающая его повышение с 2028 по 2060 год всего на 10%! НП «АВОК» поддерживает решение Правительства РФ № 6034 п. 15-1 «а) для вновь создаваемых зданий к 2030 году предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию — не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, а с 2025 года — не менее чем на 25%» (но не «удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», как записано в Приказе Минстроя России от 17.11.2017 № 1550, реализующем этот ППРФ № 603 от 20.05.2017, потому что, как сказано выше, эта характеристика расхода, случайно появившаяся в СП 50.13330.2012, не отражает показатель энергетической эффективности зданий).
Причем уровень «зданий с низким потреблением энергии», соответствующий 50%-ному снижению удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию по сравнению с базовым, обеспечивается за счет дополнительного утепления наружной оболочки здания в соответствии с табл. 2, обоснованного в статье [6] со сроком окупаемости дополнительного утепления в 6–7 лет при стабильном индексе доходности в диапазоне 0,5–0,7 (за исключением районов Крайнего Севера, где окупаемость увеличивается до восьми лет), и осуществления автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления по оптимизированным графикам с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха, подтвержденных теоретическими расчетами и натурными испытаниями в [7, 8 и 9], за счет чего можно сократить подачу теплоты в систему отопления зданий от 15 до 40 и более процентов в годовом потреблении по сравнению с настоящим состоянием и без дополнительных инвестиций, а путем перенастройки контроллера имеющегося регулятора.
Таблица 2. Базовые (по СП 50]) и нормируемые в 2023 и 2025 годах значения приведенного сопротивления теплопередаче наружных ограждений для зданий в зависимости от изменения градусо-суток отопительного периода региона строительства
Здания и помещения |
Градусо-сутки отопительного периода,°С·сут. |
R0норм, м2·°С/Вт | |||
стен |
покрытий и перекрытий над проездами, эркерами |
перекрытий чердачных, над техпод-польями |
светопро- зрачных кон- струкций, окна, витражи | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Базовые значения | |||||
1. Жилые здания, гостиницы, общежития, поликлиники, лечебные учреждения, школы, дома-интернаты, детские дошкольные учреждения, хосписы |
2000 4000 6000 8000 10 000 12 000 |
2,1 2,8 3,5 4,2 4,9 5,6 |
3,2 4,2 5,2 6,2 7,2 8,2 |
2,8 3,7 4,6 5,5 6,4 7,3 |
0,49 0,63 0,73 0,75 0,77 0,8 |
2. Общественные, кроме перечисленных выше, административного назначения (офисы), сервисного обслуживания, культурно-досуговые и оздоровительные |
2000 4000 6000 8000 10 000 12 000 |
1,8 2,4 3,0 3,6 4,2 4,8 |
2,4 3,2 4,0 4,8 5,6 6,4 |
2,0 2,7 3,4 4,1 4,8 5,5 |
0,49 0,63 0,73 0,75 0,77 0,8 |
Нормируемые с 2023 г. | |||||
1. Жилые здания, гостиницы, общежития, поликлиники, лечебные учреждения, школы, дома-интернаты, детские дошкольные учреждения, хосписы |
2000 4000 6000 8000 10 000 12 000 |
2,6 3,5 4,4 5,2 6,1 7,0 |
4,0 5,2 6,5 7,7 9,0 10,2 |
3,5 4,6 5,7 6,9 8,0 9,1 |
0,5 0,65 0,75 0,85 0,95 1,0 |
2. Общественные, кроме перечисленных выше, административного назначения (офисы), сервисного обслуживания, культурно-досуговые и оздоровительные |
2000 4000 6000 8000 10 000 12 000 |
2,3 3,0 3,8 4,5 5,3 6,0 |
3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 |
2,5 3,3 4,3 5,1 6,0 6,9 |
0,5 0,65 0,75 0,8 0,85 0,9 |
Нормируемые с 2025 г. | |||||
1. Жилые здания, гостиницы, общежития, поликлиники, лечебные учреждения, школы, дома-интернаты, детские дошкольные учреждения, хосписы |
2000 4000 6000 8000 10000 12000 |
3,2/3,2 4,2/4,5 5,3/5,6 6,3/6,9 7,4/7,3 8,4/8,1 |
4,8 6,3 7,8 9,3 10,8 12,3 |
4,2 5,5 6,9 8,5 9,6 11,0 |
0,75 1,0 1,2 1,2 1,2 1,2 |
2. Общественные, кроме перечисленных выше, административного назначения (офисы), сервисного обслуживания, культурно-досуговые и оздоровительные |
2000 4000 6000 8000 10 000 12 000 |
2,7/2,7 3,6/3,9 4,5/4,8 5,4/5,9 6,3/6,3 7,2/6,9 |
3,4 4,5 5,6 6,7 7,8 9,0 |
2,8 3,8 4,8 5,7 6,7 7,7 |
0,65 0,9 1,2 1,2 1,2 1,2 |
Примечания. 1. Базовые значения приведенного сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций приняты по СП 50.13330.2012 с изменениями № 1 от 14.12.2018 за исключением того, что в этих изменениях приводятся сниженные показатели для лечебно-профилактических, дошкольных и общеобразовательных организаций по сравнению с жилыми, что противоестественно, потому что оставлены такими же высокими, как в жилых домах, показатели приведенного сопротивления теплопередаче несветопрозрачных конструкций. Это исключение устранено в вышеприведенной таблице.
- Нормируемые значения приведенного сопротивления теплопередаче несветопрозрачных конструкций приняты с 2023 года на 25% выше базовых значений, поскольку они уже были реализованы в Москве по ППМ № 900 от 05.10.2010 и подтверждены ППМ № 460 от 03.10.2011 [1], а с 2025 года в соответствии с рекомендуемыми в табл. 2 [6] примерно на 50% выше базовых значений — жирным шрифтом (для сравнения впереди повышенные точно на 50%), то же светопрозрачных конструкций — в соответствии с достигнутыми отечественной промышленностью в изготовлении энергоэффективных окон.
- Промежуточные значения определять методом линейной интерполяции по градусо-суткам отопительного периода района строительства.
Еще одним подтверждением при оценке тепловой энергоэффективности зданий возможности достижения уровня «зданий с низким потреблением энергии» для многоквартирных домов нового строительства и существующих в жилищном фонде российских городов за счет дополнительного утепления и применения местного авторегулирования подачи теплоты в систему отопления без использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ — тепловых насосов и солнечных коллекторов для нагрева горячей воды в системе горячего водоснабжения, использование солнечных фотоэлектрических панелей для выработки электроэнергии и др., которые все еще дороже элементарного утепления и замены окон, а также проблематичны по утилизации отработанного оборудования) служит анализ энергетического баланса МКД.
Для оценки доли каждой составляющей энергетического баланса МКД (целевых индикаторов в табл. 8.12) в федеральных нормах на базовом уровне и нормируемых требований с 2025 года и последующих годов составим табл. 3 баланса годового энергопотребления дома, а затем для наглядности графическое отражение ее на рис. 1.
Таблица 3. Баланс годового энергопотребления 12-этажного МКД с базовым уровнем теплозащиты и в соответствии с требованиями на 2025–2030 годы в кВт·ч/м2 и % (с учетом повышающего коэффициента θ на электрический кВт·ч, равный 2,0), а также 5–9-этажных домов типовых серий 1-го и 2-го поколений массового индустриального строительства до 1980 года и 12–16-этажных домов 3-го поколения индустриального строительства с 1980 по 2020 год (в квадратных скобках с учетом θ = 2,0 — участвует в сложении без учета ВИЭ).
Тепловая энергия на |
Электрическая энергия на |
Суммарное годовое энергопотребление |
|||||
отопление |
вентиляцию |
ГВС |
квартиры |
общедомовые нужды |
без учета ВИЭ |
требуемое |
|
Базовое, с 2003 г. |
28,5 (10%) |
55 (19,5%) |
102 (36%) |
43 [86] (30,3%) |
6 [12] (4,2%) |
284 (100%) |
284 |
Нормируемое с 2025 г. — 1-й этап |
7,6 (3,6%) |
55 (25,5%) |
61,2 (28,3%) |
41,8 [83,6] (38,7%) |
4,2 [8,4] (3,9%) |
216 (100%) |
213 |
Нормируемое с 2027 г. — 2-й этап |
0 (0%) |
50,1 [55] (25,2%) |
59,3 (30%) |
40,3 [80,6] (40,6%) |
4,2 [8,4] (4,2%) |
198,5 (100%) |
170 |
Нормируемое с 2030 г. — 3-й этап |
0 (0%) |
41,8 [44] (22%) |
57,6 (31%) |
39,1 [78,2] (42,5) |
4,2 [8,4] (4,5%) |
186 (100%) |
142 |
Фактическое до 1980 г. |
128 (33,3%) |
65 (17%) |
130 (33,9%) |
26,2* [52,4] (13,7%) |
4 [8] (2,1%) |
383 (100%) |
383 |
Фактическое с 1980 по 2003 г. |
113 (30%) |
55 (14,6%) |
110 (29,3%) |
43 [86] (22,9%) |
6 [12] (3,2%) |
376 (100%) |
376 |
* В домах строительства до 1980 года установлены газовые плиты, для остальных — электрические. |
Базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД, строящегося в Москве при ГСОП = 4551 °С·сут. и Крег = 0,945 [10], принимается по позиции 1 и колонке «12 и более этажей» табл. 9 СНиП 23-02-2003: = 70 кДж/ (м2·°С·сут) и с учетом пересчета из кДж в кВт·ч: qот+вент..год.баз= (70/3600)·4551·0,945 = 83,5 кВт·ч/м2 площади квартир, исходя из заселенности 20 м2 на одного жителя.
Фактический удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию на примере, принятого в [1] 12-этажного 84-квартирного МКД, составил qот+вент..год.факт. = 76 кВт·ч/м2 при утеплении до базового уровня наружных стен Rо.ст.пр = 3,0 м2·°С/Вт и окон Rо.ок.пр = 0,7 м2·°С/Вт, что соответствует нормальному классу энергоэффективности D: (76 – 83,5)·100/83,5 = –9% (см. табл. в [1]). Соответственно, нормируемый с 2030 года qот+вент.год.норм.2030 = 83,5·0,5 = 41,8 кВт·ч/м2; а фактический при утеплении, согласно табл. 2, и продолжая расчет МКД из [1] с Rо.ст.пр = 4,8 м2·°С/Вт и окон Rо.ок.пр = 1,2 м2·°С/Вт, но с заселенностью 25 м2/жителя — qот+вент..год.факт 2030. = 41 кВт·ч/м2, что соответствует очень высокому классу энергоэффективности А: (41 – 83,5)·100/83,5 = –51% и подтверждает вывод о достижении уровня «здания с низким потреблением энергии» за счет повышения теплозащиты и применения местного авторегулирования систем отопления.
Определим параметры промежуточных значений. Нормируемый с 2025 года расход тепловой энергии на те же цели 1-го этапа с учетом 25%-ного снижения энергопотребления:
qот+вент..год.2025= 83,5·(1 – 0,25) = 62,6 кВт·ч/м2.
Предварительно разобьем удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания на его составляющие, приняв расчетный воздухообмен в соответствии с СП 60.13330.2020 на одного жителя 30 м3/ч или 30/20 = 1,5 м3/(ч·м2). Тогда базовый удельный годовой расход тепловой энергии на нагрев такого количества наружного воздуха для вентиляции:
qвент.год.баз = 0,28·1,5·1,2·1,0·4551·24·10-3 = 55 кВт·ч/м2 в год.
Соответственно, базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление как разность теплопотерь через наружные ограждения, за вычетом внутренних теплопоступлений и базового удельного годового расхода на вентиляцию:
qот.год.баз = qот+вент.год.баз – qвент.год.баз = 83,5 – 55 = 28,5 кВт·ч/м2 в год.
А с 2025 года, учитывая, что расход тепловой энергии на нагрев наружного воздуха для вентиляции остается в том же объеме, но теплозащита наружных ограждений повысится, нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление значительно снизится и будет: qот.год.2025 = 62,6 – 55 = 7,6 кВт·ч/м2 в год.
Соответственно, на 2-м этапе снижения энергопотребления строящихся зданий на 40% нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию с 2027 года составит:
qот+вент.жил.год.2027 = 83,5·(1 – 0,4) = 50,1 кВт·ч/м2;
а на 3-м этапе снижения энергопотребления строящихся зданий на 50% с 2030 года:
qот+вент.жил.год.2030= 83,5·(1 – 0,5) = 41,8 кВт·ч/м2,
но при этом из-за уменьшения плотности заселения с 20 до 25 м2/человека воздухообмен также снизится до 30/25 = 1,2 м3/(ч·м2). Тогда удельный годовой расход тепловой энергии на нагрев такого количества наружного воздуха для вентиляции на 3-м этапе будет (в табл. 3 в квадратных скобках):
qвент.год.3эт. = 0,28·1,2·1,2·1,0·4551·24·10-3 = 44 кВт·ч/м2 в год.
Удельное базовое годовое теплопотребление на горячее водоснабжение МКД, согласно СП 30.13330.2016, принято 102 кВт·ч/м2 в год, нормируемое с 2025 года — с учетом наличия во всех квартирах водосчетчиков и оплаты счетов по их показаниям: 102×(1 – 0,4) = 61,2 кВт·ч/м2, уменьшаемое на 1% за каждый последующий год с 2025 по 2030 год.
Электропотребление квартирами с электроплитами (при норме заселения квартир 20 м2 на человека) — 43 кВт·ч/м2 в год [11, раздел 12], уменьшаемое на 1% за каждый последующий год с 2025 по 2030 год за счет повышения энергоэффективности используемого электрооборудования и бытовых электроприборов; на общедомовые нужды без энергосбережения — 6 кВт·ч/м2, с энергосбережением — 4,2 кВт·ч/м2.
Из табл. 3 и рис. 1 следует, что если при теплозащите на базовом уровне и 1-м этапе повышения энергоэффективности МКД (на 25% превышающей базовое значение) теплопотребление систем отопления обеспечивается на все 100%, то на 2-м и 3-м этапах повышения энергоэффективности теплопотребление систем отопления удовлетворяется без привлечения ВИЭ, соответственно, на: (50,1/55)·100 = 91% и (41,8/44)·100 = 95%, что незначительно, и с уменьшением плотности расселения требуемый воздухообмен будет приближаться к нормативному. Жители, ощущающие недостаток воздухообмена, могут установить у себя в квартире «бризер» — компактное устройство, встраиваемое в стену, с вентилятором, очисткой и электроподогревом потока наружного воздуха.
Попытаемся сопоставить приведенные данные для Москвы с табл. 8.1 из ЦЭНЭФ2.
Выписка из табл. 8.1. Целевые индикаторы для жилых зданий в динамике по годам
Начнем с нижних трех строк таблицы, пытаясь сопоставить приведенные целевые индикаторы с похожими обозначениями табл. 3 настоящей статьи: во-первых, в табл. 8.1 это не средние расходы, а удельные годовые расходы, причем, как следует из табл. 3, если на нужды отопления и централизованного горячего водоснабжения МКД, то тепловой энергии, если на электроснабжение МКД, то электрической энергии, потребленной отдельно квартирами и отдельно на общедомовые нужды, отнесенное к 1 м2 площади квартир рассматриваемых домов; во-вторых, из табл. 8.1 не понятно: удельное энергопотребление относится к площади квартир или площади жилого дома в границах наружных стен жилых этажей? — правильно к площади квартир; в-третьих, многоквартирных домов или включая индивидуальные? Нового строительства или после комплексного ремонта (означая с утеплением, включая замену окон)? — правильнее, если на все три типа домов будут отдельные таблицы, иначе невозможно проконтролировать приведенные показатели; в-четвертых, какой повышающий коэффициент вводится на электрический кВт·ч при сложении с тепловым кВт·ч; в-пятых, правильно размерность применять кВт·ч/м2 в год, в противном случае, как записано в табл. 8.1 и как произошло в СП 50, год превратят в часы и сократят с часами из кВт·ч — получится абракадабра, как уже состоялось в СП 50 с «удельной характеристикой расхода», Вт/(м2·°С), отбросившее нашу страну на 15 лет назад в области повышения энергоэффективности зданий. Ответа на эти вопросы нет, что не позволяет оценить правильность целевых индикаторов в табл. 8.1 на нужды отопления и вентиляции, а также и электрической энергии на МКД.
Если целевые индикаторы на нужды систем отопления относятся к МКД, то в 2021 году удельный годовой расход тепловой энергии в системе отопления 12-этажного МКД должен соответствовать базовому уровню — 83,5 кВт·ч/м2 площади квартир, исходя из заселенности 20 м2 на одного жителя согласно [5] (в табл. 8.1 — 204 кВт·ч/м2); а в 2030 году в соответствии с настоящей статьей с заселенностью 25 м2/человека должен быть сокращен на 50%, или 83,5·0,5 = 41,8 кВт·ч/м2 (в табл. 8.1 — 150 кВт·ч/м2). Если в табл. 8.1 это показатель усредненного значения всего жилищного фонда МКД на указанную дату, то, судя по анализу в [12] результатов измерения удельных годовых расходов энергетических ресурсов субъектами Российской Федерации, представленных в табл. Г.8 государственного доклада «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в РФ», подготовленном Минэкономразвития России, это невыполнимо.
Целевой индикатор на нужды горячего водоснабжения МКД в 2021 году составит (см. табл. 3) 102 кВт·ч/м2 в год (в табл. 8.1 — 34 кВт·ч/м2); к 2030 году с учетом 100%-ного перехода на расчеты по индивидуальным квартирным водосчетчикам — 57,6 кВт·ч/м2 (в табл. 8.1 — 18 кВт·ч/м2). Следует отметить, что в 2010 году удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение в Германии составлял 22 кВт·ч/м2. В нашей стране такого низкого значения быть не может, во-первых, потому что в Германии, как и других странах Западной Европы, на одного человека приходится в два раза больше площади квартиры, что в два раза сокращает водопотребление на м2 площади квартиры, и, во-вторых, жители этих стран, как правило, пользуются непроточной водой, что еще в 1,5–2 раза снижает их водопотребление по сравнению с россиянами. Поэтому в России оправданно теплопотребление на ГВС для МКД до 2000 года при централизованном теплоснабжении от ЦТП с повышенными теплопотерями на циркуляцию и без квартирных водосчетчиков в размере около 130÷100 кВт·ч/м2 площади квартиры в год на одного жителя, а в 20-х годах при переходе на АИТП и с квартирными водосчетчиками — 65÷55 кВт·ч/м2 вместо приведенных в табл. 8-1: 34÷18 кВт·ч/м2.
Годовое электропотребление квартир в многоквартирных домах принято в соответствии с табл. 6 Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, разработанных Институтом экономики ЖКХ совместно с Управлением социально-экономического развития Министерства экономики Российской Федерации, и утвержденных приказом министра № 240 от 06.05.1999 с добавлением наших уточнений, изложенных в [11], раздел 12. Если прочие нужды в нижней строке табл. 8.1 включают удельный годовой расход электрической энергии, потребляемый квартирами и на общедомовые нужды, включая освещение и потребление силовым оборудованием (лифты, насосы, вентиляторы, компрессоры), то в электрических кВт·ч/м2 при использовании электрических плит для приготовления пищи, в табл. 8.1 в 2021 году указано удельное годовое электропотребление 66 кВт·ч/м2 со снижением до 53 кВт·ч/м2 к 2030 году, а в табл. 3, соответственно, принято: 43 + 6 = 49 и 39,1 + 4,2 = 43,3 кВт·ч/м2 .
Сравнить потребление конечной энергии в табл. 8.1 путем сложения отдельных целевых индикаторов, приведенных в кВт·ч/м2, с верхней строкой таблицы невозможно, потому что последняя приводится в иной размерности — млн. тут! Также была обнаружена неточность в табл. 1.1 той же работы ЦЭНЭФ2 и в такой же таблице в [2]: в строке «целевые показатели снижения выбросов ПГ и СО2» в секторе «здания» приводятся данные выбросов в 2021 году в размере 190 млн т в эквиваленте СО2, а в 2030 году — 188 млн т, и указывается снижение –11%, в то время как получается (188 – 190)·100/190 = –1,052%, с округлением –1,1%, а не –11%, как в таблице. На запрос НП «АВОК» авторы сначала отписались (по А. Райкину «запустили дурочку»): «Это не ошибка. Это модельный расчет. Речь идет о суммарных выбросах, а не об удельных. То есть в расчете играет роль также рост площади зданий…» Но при повторном запросе согласились: «Благодаря В. И. Ливчаку нашли ошибку. В таблице были показаны только общественные здания. Новый верный вариант таблицы прилагаю». Но, когда мы сложили показатели общественных зданий из табл. 1.1 с показателями жилых МКД из табл. 8.1, сумма из двух этих таблиц не совпадает с новой:
Годы: 2021 2030 2040 2050 2060
общественные: 190 188 167 137 108 — по табл. 1.1 работы ЦЭНЭФ2
жилые МКД: 315 240 207 175 139 — по табл. 8.1 работы ЦЭНЭФ2
их сумма: 505 428 374 316 247
Новая таблица: 516 491 432 342 245 — (дальнейших разъяснений не поступило).
Не могу согласиться также с выводами ЦЭНЭФ-XXI в их работе «Три плюс два» [13], что Россия может подписать Глобальное обязательство по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности, принятое на Глобальной конференции Международного энергетического агентства (Global Renewables and Energy Efficiency Pledge), проходившей в июне 2023 года в Версале (Франция), при соблюдении ряда перечисленных в работе условий. Под документом, обязывающим к 2030 году утроить глобальную мощность источников ВИЭ и удвоить темпы повышения энергоэффектив-ности, подписались 124 страны мира, но ни Россия, ни Китай, ни Индия в их число не вошли. Во-первых, такие безапелляционные требования, не обращая внимания на местные условия и не считаясь с целесообразностью — это нарушение суверенитета страны и вмешательство в ее экономику. И потом, где обоснования, что это отвечает «приоритетам социально-экономического развития нашей страны» (см. Климатическую доктрину РФ, в которой в п. 42 записано: «Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии») — вместо проведения исследований требуется «взять под козырек»!
Во-вторых, выполнение таких решений невозможно проконтролировать в нашей стране и не только в ней — в статьях ЦЭНЭФ-XXI неоднократно отмечаются нестыковки в показателях Росстата. Я в статье [12] указывал на ошибки в оценке фактического теплопотребления на коммунальные услуги и в подсчете энергоэффективности зданий в государственном докладе «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации», подготовленном Минэкономразвития России. Прилагал новые формы таблиц удельных годовых расходов энергетических ресурсов каждого МКД нового строительства и отдельно прошедших комплексный капитальный ремонт для каждого регионам страны, на основании которых должна создаваться итоговая более содержательная таблица Г.8 для представления в госдоклад Минэкономразвития.
И, в-третьих, возвращаясь к сопоставлению суммарного, требуемого по табл. 1А СП 60.13330.2020 [из 11] конечного энергопотребления в той же табл. 3, с ожидаемым фактическим потреблением без использования ВИЭ следует, что начиная с реализации 2-го этапа повышения энергоэффективности МКД по конечному удельному годовому энергопотреблению разница между требуемым и обеспечиваемым в пределах рекомендованного расхода энергии на 2-м и 3-м этапах превышает в целом, соответственно, на (198,5 – 170)·100/170 = 17% и (186 – 142)·100/142 = 31%, и касается это систем горячего водоснабжения и электроснабжения, по которым выполнение требований до 2030 года, согласно ППРФ № 1628, носит добровольный характер. Поэтому по нашим предложениям, сформулированным в [5], до 2030 года повышение тепловой энергетической эффективности МКД в секторе экономики «здания» как нового строительства, так и большинства существующих зданий, построенных до 1980 года, достигнут уровня «с низким потреблением энергии», класс энергоэффективности «А» — очень высокий» (для новых зданий с теплопотреблением в два раза ниже базового по СНиП 23-02-2003, для МКД, построенных до 1980 года и прошедших комплексный капитальный ремонт, — с теплопотреблением на отопление и вентиляцию в 4,6 раза ниже того, что они потребляли до капремонта) без использования ВИЭ, только за счет утепления наружных ограждений, включая замену окон, и за счет перенастройки контроллера автоматического регулятора подачи теплоты в систему отопления на оптимизированный «график Ливчака».
После 2030 года в новом строительстве за счет применения возобновляемых источников энергии и утилизации теплоты выбросов или поверхностного слоя земли предполагается постепенное повышение энергоэффективности до уровня потребления энергии сначала «энергопассивного» к 2040 году, а затем близкого нулевому. При капитальном ремонте МКД жилищного фонда города следует продолжать его на том же уровне повышения теплозащиты и с тем же ежегодным объемом производства (на площади 2,5% от площади жилищного фонда в 2020 году), пока к 2050 году не будут выведены на уровень «зданий с низким потреблением энергии» все МКД жилищного фонда городов России, построенные до 2004 года. Всегда выгодней выполнить капитальный ремонт двух зданий, снизив их теплопотребление на отопление в четыре раза, чем одного здания, доведя до уровня «энергопассивного», снизив его теплопотребление в пять раз.
Расчет энергоэффективности зданий и установление класса их энергетической эффективности следует выполнять по Рекомендациям АВОК [11] «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчета энергоэффективности проекта зданий».
__________________________________________________________________________
1 Указ Президента РФ от 26 октября 2023 года № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации», который признает утратившим силу Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 года № 861-рп «О Климатической доктрине РФ».
2 Движение России к углеродной нейтральности: развилки на дорожных картах. ЦЭНЭФ-XXI. Москва, декабрь 2023 г. (в табл. 1.1 данный сектор экономики обозначен «здания», считаю более правильно назвать: «строительство и эксплуатация зданий». — Авт.).
3 Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
4 Постановление Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 603 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18».
5 Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 года № 1628 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных домов».
6 СНиП 23-02–2003. «Тепловая защита зданий. Нормы проектирования».
7 СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003».
8 СП 50.13330.2024 «СНиП 23-02–2003. Тепловая защита зданий», утвержден Приказом Минстроя России от 15 мая 2024 года № 327/пр и введен в действие с 16 июня 2024 года.
ЛИТЕРАТУРА
- Ливчак В. И. В борьбе за повышение энергоэффективности зданий в России нужна своя специальная операция // Инженерные системы АВОК Северо-Запад № 1. 2024.
- Башмаков И. А. Основная развилка на траекториях достижения углеродной нейтральности // Энергосбережение № 1. 2024.
- Ливчак В. И. Какова фактическая энергоэффективность жилищного фонда города Москвы и тенденции ее повышения к 2030 году // Инженерные системы АВОК Северо-Запад № 1. 2020.
- Башмаков И. А. и др. Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах России и возможности его реализации // Энергосбережение № 5. 2023.
- Ливчак В.И. Новый взгляд на Проект Постановления Правительства РФ № 1628 от 27 сентября 2021 года // СОК № 1. 2024.
- Ковалев И. Н., Табунщиков Ю. А. Особенности оптимизации толщины утеплителя наружных стен зданий. Системные аспекты // Энергосбережение № 8. 2017.
- Ливчак В. И. О температурном графике отпуска тепла для систем отопления жилых зданий // Водоснабжение и санитарная техника № 12. 1973.
- Ливчак В. И., Забегин А. Д. Стратегия авторегулировании систем отопления МКД // Энергосбережение № 3. 2016.
- Ливчак В. И. О температурном графике центрального авторегулирования местных систем водяного отопления зданий // COK № 1. 2023.
- Ливчак В. И., Горшков А. С. Обоснование величин базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий для разных регионов России // Инженерные системы АВОК Северо-Запад № 2. 2018.
- Ливчак В. И., Табунщиков Ю. А., Бродач М. М., Миллер Ю. В. Проект Рекомендаций АВОК, опубликован в Библиотеке научных статей АВОК в рубрике «Проектирование и нормативно-правовые документы», электронное приложение к статье «Последствия исключения учета бытовых теплопоступлений из теплотехнического расчета систем отопления зданий». Ноябрь 2023.
- Ливчак В. И. О реальном положении дел с повышением энергоэффективности многоквартирных домов в России // СОК № 11. 2020.
- Башмаков И. А., Лунин А. А. Три плюс два. ЦЭНЭФ-XXI. Москва, 02.04.2024.
Скачать PDF-версию статьи «Целевые индикаторы повышения энергоэффективности многоквартирных домов во исполнение климатической доктрины РФ и послания Президента от 29.02.2024»