Сегодня, 21 ноября
Ближайшие мероприятия
-
21 ноября / 10:00 - 18:00
-
26 ноября - 28 ноябряСанкт-ПетербургФорум-выставка «Российский промышленник-2024»
-
17 декабря - 19 декабря
-
11 февраля 2025 - 14 февраля 2025
-
18 марта 2025 - 20 марта 2025МоскваВыставка Cabex
Краткий анализ нормативно-технических и правовых документов в области теплогазоснабжения
Е. Л. Палей, член отделения Научно-экспертного совета по СЗФО при Рабочей группе Совета Федерации РФ по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, руководитель ООО «ПКБ «Теплоэнергетика»
Современные нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, регламентирующие строительную отрасль в целом и проектную в частности, находятся в непростой ситуации. С одной стороны, разрабатываемые новые нормативы отражают сегодняшнее положение дел в отрасли, с другой — они зачастую противоречат уже существующим нормам, не потерявшим своей актуальности и сейчас. Как же работать в такой ситуации?
Для того чтобы ответить на этот судьбоносный вопрос, а также провести краткий анализ нормативно-технических и правовых документов в области теплогазоснабжения, автор статьи проштудировал целый ряд нормативов (см. врезку № 1), делая при этом акцент только на вопросы, связанные с проектированием и строительством тепловых сетей, котельных и систем газопотребления. Но обо всем по порядку.
Вчера
Для понимания сути проблемы сделаем маленький экскурс в историю, хотя бы на десять лет назад, в 2006 год. Тогда, например, действует как обязательный нормативный документ СНиП II-35-76 с изм. 1 «Котельные установки», который устанавливает требования к проектированию: отдельно стоящих котельных и интегрированных в здания (встроенные, пристроенные и крышные котельные).
Одновременно с ним, как рекомендательный документ, действует новый СП 41-104-2000, который не противоречит обязательному документу.
В свою очередь проектирование тепловых сетей осуществляется по обязательному СНиП 41-02-2003, а проектирование газовых сетей осуществляется по обязательному СНиП 42-01-2002.
При этом, наряду с обязательными СНиП, действуют, дополняя и не противореча основному документу, различные СП 42-101, СП42-103 и т. д., а над всеми названными документами главенствуют Правила строительства и безопасной эксплуатации Ростехнадзора по различным направлениям (ПБ 12-529-03 — по газу, ПБ 10-573, 574, 576-03 — по котлонадзору), которые взаимоувязаны между собой и регламентируют проектирование, строительство и эксплуатацию.
В том же 2006 году вся проектная документация разделена на три основные стадии:
— технико-экономическое обоснование (ТЭО), в котором рассматривают несколько вариантов схемы теплоснабжения, дают основные технико-экономические показатели, включая стоимость строительства;
— проектная документация (П), в которой более подробно, чем в ТЭО, освещены вопросы проектирования объекта и даны сметы по укрупненным показателям (данная документация проходит государственную экспертизу);
— рабочая документация (Р), в которой даны подробные технические решения, необходимые для строительства и подробные сметы (важно! Все согласования ведомств и служб, выдавших ТУ, включая экспертизу промышленной безопасности, проводятся только на данной стадии).
Для ускорения сроков строительства в те времена применялось совмещение стадий, создавался т. н. «Рабочий проект», объем и состав проектной документации на стадиях «П, Р, РП» регламентировался СНиП 11-01-95 и никакого разделения на объекты «капитального строительства» и другие объекты в нормах не было.
И сегодня
В обновленном Градостроительном кодексе РФ (гл. 6) говорится непосредственно о проектировании, строительстве и реконструкции «Объектов капитального строительства», а Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 были введены новые требования по оформлению и содержанию проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Причем надо помнить, что письмо МинРегионРазвития РФ об отмене действовавших СНиП 11-01-95 и СНиП 11-101-95 появилось только 8.08.2008 года (19512-СМ/08).
Однако лучше поздно, чем никогда, как в случае с требованиями к содержанию и составу Рабочей документации и требованиями по оформлению и содержанию проектной документации на объекты технического перевооружения, и, что не менее важно, на ликвидацию опасных производственных объектов, которых как не было, так и нет.
Возвращаясь к Постановлению № 87, отмечу, что новым здесь следует считать расширение требований по включению в состав проектной документации расширенной информации, не связанной с техническими решениями.
В частности, теперь для подключения отдельного объекта (жилого дома в деревне или многоквартирной высотки в городе) необходимо представить не только план, профиль и сечения инженерных трасс, но и разработать мероприятия по защите флоры и фауны, разработать решения по доступу маломобильных групп населения и решить вопрос обеспечения пожарной безопасности тепловой сети или сетей водопровода с канализацией.
Также в числе новелл — появление термина «Линейный объект». Правда, четкого указания, какие инженерные сети относятся к линейным объектам, нет, но из п. 36, раздела 3 пп. «Т», можно предположить, что данный раздел необходимо разрабатывать при проектировании магистральных инженерных сетей. Однако это только предположение автора.
А МинРегионРазвития РФ письмом № 13137-ИП/08 от 20.05.2011 предположило, что сети, не выходящие за пределы квартала, микрорайона и проектируемые вместе с неким объектом в данном квартале, микрорайоне, можно отнести к разделу 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения…», однако тут же дополнило, что если же сети проектируются отдельно от объекта или они идут к двум объектам, то тогда, они являются линейным объектом.
Такие требования не только не уменьшают нагрузку на бизнес, но и повышают его коррупционную составляющую. И если к этому добавить понимание, сколько макулатуры, не относящейся к строительству, нужно выпустить (а это в масштабах страны минимум 50 т, или 12 000 деревьев), то к вышеизложенному добавится ущерб лесным массивам, сопоставимый со стихийными бедствиями в виде лесных пожаров и удар по экологии.
Объем требований должен быть достаточным для принятия решения о возможности строительства при условии не нанесения вреда природе и обеспечения безопасной эксплуатации построенных объектов.
Данный документ должен быть переработан специалистами, должен пройти широкое обсуждение в инженерном и проектном сообществе и только после этого внедрен.
Что еще нового и проблемного?
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 к техническим и нормативно правовым актам, применяемым на обязательной основе, отнесены отдельные пункты Сводов правил — СП 124.13330 Тепловые сети, СП 89.13330.2013 Котельные, СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы.
С вводом СП 89.13330.2013 старый СНиП II-35-76 отменен, однако новый СП справедлив только для отдельно стоящих котельных, см. п. 1.2. По какому нормативному документу необходимо проектировать интегрированные котельные?
При этом нужно помнить, что в СП 89 имеются также нестыковки с другими нормативными документами, технически необоснованные решения и опечатки (см. врезку № 2).
Многие специалисты-проектировщики говорили и писали предложения о введении новых нормативов по интегрированным котельным, по внесению изменений в СП 89, но, к сожалению, «воз и ныне там».
СП62.13330.2011 не успел выйти, как сразу же в него стали вноситься изменения, поскольку в Своде правил сплошные противоречия с другими нормами. До сих пор, несмотря на внесенные изменения, ряд противоречий не устранен.
В свою очередь отмена Правил безопасности Ростехнадзора в области проектирования объектов подведомственным котлонадзору и газовому надзору — это прямой путь к техногенным авариям. Никакая экспертиза здесь не спасет, поскольку эксперты в основной своей массе, особенно в негосударственных структурах, или специалисты с недостаточным опытом, или непрофессионалы. О коррупционной составляющей говорить не приходится.
Выход есть!
Что же делать? — Пересмотреть нормы! Отказаться от мысли, что «рыночные условия поставят все на свои места». Необходимо регулирование отрасли профессиональными сообществами и общий государственный контроль.
При этом необходимо:
— внести изменения в Градостроительный кодекс в части понимания вопросов проектирования и экспертизы;
— внести изменения в Постановление № 87, а еще лучше его отменить и сделать новый документ, дающий понимание объему и составу не только «Проектной», но и «Рабочей» документации. Разработкой нового документа или корректировкой данного постановления должны заниматься не юристы с пожарными и экологами, а специалисты-проектировщики, для дальнейшего его согласования с юристами, пожарными и экологами;
— отменить экспертизу Проектной документации и ввести экспертизу Рабочей документации, а для ее проведения привлекать в качестве негосударственных организаций общественные организации типа СРО, Экспертных советов при Законодательных собраниях, губернаторе, СФ РФ, Государственной думы РФ, Общественной палате и т.п.;
— в области теплогазоснабжения (котельные, тепловые сети и сети газораспределения) необходимо разработать и принять недостающие документы и обязательно увязать их с действующими нормативами;
— необходим закон или некий нормативный акт, предписывающий автоматически с выходом (регистрацией Минюстом РФ) нового нормативного документа вносить измененные требования в другие действующие нормативные документы. Если же нормативный документ выпускается взамен действующего (актуализация), то действующий документ должен автоматически аннулироваться. В случае если два нормативных акта вступают в противоречия, независимо от ведомств их разработавших, верховенство должно отдаваться более позднему нормативному документу.
Однако…
Все очень просто, но кто возьмет на себя такую ответственность в Правительстве РФ?
Врезка 1:
При выполнении анализа нормативно-технических и правовых документов рассмотрены:
— Градостроительный кодекс;
— Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008;
— ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009;
— Постановление Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014;
— ФЗ-116 и ФЗ-22 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— СП 124.13330 Тепловые сети;
— СП 89.13330.2013 Котельные;
— СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы;
— ФНиП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
— Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (Постановление Правительства РФ от 29.10.2010. № 870, с изменениями от 23.06.2011);
— ФНиП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Врезка № 2:
Нестыковки СП 89:
— в разделе 2 указан СП на тепловые сети с № 74.13330.2012 вместо СП 124.13330.2012;
— в разделе 4.8 дана категория котельной, которая противоречит требованиям СП 124.13330.2012 раздел 4;
— в п. 6.21 указана минимальная высота прохода 2,0 м, что противоречит противопожарным нормам СП 4.13331.2009 — 1,8 м;
— в п.13.91 не обосновано требование по установке перед каждым котлом противопожарного термозапорного клапана (такой клапан обязательно устанавливается на вводе газа в котельную и дублируется электрическим клапаном-отсекателем).
Скачать статью в pdf-формате: Краткий анализ нормативно-технических и правовых документов в области теплогазоснабжения