подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 17 апреля

  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • Что сделано и еще надо сделать для повышения энергоэффективности зданий и установления справедливой платы за коммунальные услуги

    В.И. Ливчак, член президиума НП «АВОК»

    Ответ прост — это совершенствование нормативно-технической базы в этой области и ответственное исполнение своих обязанностей контролирующими органами: экспертизы строительства, стройнадзора, жилищной или эксплуатационной (для других зданий) инспекции и энерго-, ресурсоснабжающих организаций. Рассмотрим состояние нормативно-технической базы.

    В 2003 году с выходом СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» впервые на федеральном уровне в России предусматривается введение оценки энергетической эффективности зданий по показателю удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, устанавливается классификация зданий по этому показателю и правила оценки достигнутой энергетической эффективности как при проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации зданий.

    Выполнение требований этого СНиП приблизило нашу страну к передовым европейским странам по затратам энергоресурсов на отопление и вентиляцию зданий, но с тех пор у них прошли три волны повышения энергоэффективности зданий, а мы топчемся на месте, несмотря на призывы руководства страны придать приоритет этому направлению и принятие федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности зданий…». Во исполнение этого закона вышло постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности зданий и требований к правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных домов», по которому предусмотрено ступенчатое повышение энергетической эффективности зданий по отношению к базовому на 15% с 2011 года, еще на 15% с 2016 года и всего на 40% с 2020 года.

    Согласно этому постановлению Министерство регионального развития РФ должно было в 3-месячный срок после выхода ПП РФ № 18 издать приказ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий», в котором должны быть сформулированы базовые показатели удельного годового теплопотребления системами отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, в сравнении с которыми оценивается энергетическая эффективность зданий и устанавливается класс их энергетической эффективности. Но этого приказа так и нет до сегодняшнего дня. В результате на практике так и не реализовано требование ПП РФ № 18 о ступенчатом повышении энергетической эффективности зданий, проектирование ведется на уровне СНиП 23-02-2003, то есть по документу 12-летней давности! Вышедшая на замену этого СНиП его актуализированная редакция СП 50.13330.2012 вопреки Постановлению Правительства РФ № 18 не только не повысила требования к энергетической эффективности зданий, но, наоборот, снизила их на 35–50% [1].

    О реализации повышения энергетической эффективности зданий

    В настоящее время вместо указанного приказа Минрегиона России Министерством строительства и ЖКХ РФ (Минстрой России) подготовлен проект приказа «Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который также не утвержден до сих пор из-за отрицательного заключения Минэкономразвития РФ под надуманным предлогом о якобы противоречии его законодательству о техническом регулировании и несоответствии СП 50.13330.2012.

    В противопоставление заявлению МЭР на заседании межведомственной рабочей группы Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) по вопросам определения соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при  вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, состоявшегося 25 ноября 2014 года в Москве, было принято решение, что «содержание указанного проекта приказа Минстроя полностью отвечает положениям законодательства о техническом регулировании и, с учетом приведенных дополнений и предложений, соответствует современному международному уровню развития нормативной и правовой базы в области повышения энергетической эффективности зданий».

    По итогам этого совещания были подготовлены и направлены письма в адрес заместителя председателя Правительства РФ Д. Н. Козака и министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. А. Меня. Однако это заключение профессионального сообщества пока не возымело действия. Но альтернативой этому приказу стал опубликованный в декабре 2014 года Национальным объединением проектировщиков (НОП)1 стандарт «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», СТО НОП 2.1-20142, разработанный НП «АВОК».

    ____________________________________________________

    1В настоящее время Национальное объединение проектировщиков объединено с таким же объединением изыскателей под аббревиатурой НОПРИЗ.

    2 Стандарт СТО НОП 2.1-2014 одобрен 1-м Всероссийским форумом «Энергоэффективная Россия», проходившем 19–21 июня 2015 года, что отражено в резолюции форума, организаторами которого выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Официальную поддержку мероприятия осуществляли Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Минэнерго России, Минстрой России. Было принято решение, что для отдельно стоящих жилых и общественных зданий, подключенных к центральным сетям электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, энергетический паспорт проектируемых и находящихся в эксплуатации зданий следует составлять по форме и рассчитывать по методике, изложенным в стандарте СТО НОП 2.1-2014, который следует рассматривать как приложение к приказу Минэнерго России № 400 от 30 июня 2014 года, о чем руководством НОЭ было направлено письмо в Министерство от 25.06.2015 г. № 180 /01-02.

    _____________________________________________________

    В стандарте приводится не только полный состав и содержание энергетического паспорта, но и методики расчета всех составляющих теплового баланса здания, рассчитанные по ним в [2] и вошедшие в цитируемый проект приказа Минстроя РФ таблицы базового суммарного удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за нормативный отопительный период и годового на горячее водоснабжение для многоквартирных домов, одноквартирных отдельно стоящих и сблокированных домов и общественных зданий различного назначения всех регионов России, по сравнению с которыми оценивается энергоэффективность проекта здания.

    Поскольку к проектированию допускаются только саморегулируемые организации, входящие в Национальное объединение проектировщиков и для расчета энергетического паспорта не существует других нормативных документов, а потому стандарт СТО НОП 2.1-2014 должен быть включен в Техническое задание на разработку проектной документации, то он становится обязательным для применения всеми организациям, осуществляющими проектирование зданий нового строительства и капитального ремонта уже построенных. Таким образом, наконец-то открыта дорога к строительству энергоэффективных зданий.

    Тем не менее для приведения в соответствие отечественной нормативной и правовой базы современному международному уровню Постановлением Правительства России, а не готовящимся приказом Минстроя РФ, в редакции, согласованной 25.11.2014 года Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимо утвердить «Правила определения класса энергетической эффективности гражданских зданий (а не только много-квартирных домов) и требования энергетической эффективности к этим зданиям».

     

    Стандарт СТО НОП 2.1-2014 позволяет оценить результаты энергетического обследования зданий

    Следует обратить внимание, что хотя в названии стандарта указано, что приводится расчет показателей только проекта здания, но без этого паспорта невозможно правильно оценить результаты энергетического обследования. Очень важно, что при выполнении такого обследования эксплуатируемых зданий необходимо сопоставлять фактическое теплопотребление, измеренное приборами учета и пересчитанное к нормативному отопительному периоду, с расчитанным по приведенной в стандарте методике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

    Во-первых, потому что из-за особенностей взаимного влияния теплового и воздушного режимов на человека можно в стремлении к еще большему энерго-сбережению получить синдром «больного здания», когда для экономии энергии искусственно сокращается воздухообмен в здании, который в определенных пределах не ощущается человеком, а это способствует повышению влажности и появлению плесени на внутренней поверхности наружных ограждений.

    Во-вторых, только в сравнении фактического теплопотребления с проектными показателями можно оценить правильность режима отопления, причины отклонения фактического теплопотребления от расчетного, приоритетность энергосберегающих мероприятий и потенциал энергосбережения. А посему и при энергетическом обследовании необходимо иметь или рассчитать энергетический паспорт проекта обследуемого здания по той же методике, но с использованием уже фактических данных по заселенности и, возможно, по теплотехническим характеристикам ограждающих конструкций.

    С учетом европейских стандартов в СТО НОП 2.1-2014 приведена таблица классов энергетической эффективности зданий, повторяющаяся в проекте приказа Минстроя. В ней увеличено против СНиП 23-02-2003 и действующего приказа МРР № 161 количество и диапазон классов ниже нормального, с приближением самого низкого значения к показателю СНиП 23-02-2003, подтвержденному результатами измерения фактического теплопотребления существующих зданий. Обозначение класса энергетической эффективности многоквартирных домов и зданий общественного назначения осуществляется латинскими буквами по шкале от A до G, нормальное соответствует шкале D, наилучшее — шкале А.

    Таким образом, стандарт СТО НОП 2.1-2014 позволяет рассчитать энергетический паспорт проекта жилого, общественного и административно-производственного здания, а также оценить правильность режима отопления эксплуатируемого здания, причины отклонения фактического теплопотребления от расчетного и составить энергетический паспорт здания по результатам энергетического обследования — заполняется вертикальная шкала паспорта проекта здания «фактическое значение». Наличие в одном документе другой вертикальной шкалы «расчетное проектное значение» позволяет установить энергетический эффект каждого энергосберегающего мероприятия и оценить, какому классу энергетической эффективности будет соответствовать данное здание после реализации этого мероприятия. В стандарте приведены примеры расчета энергетической эффективности многоквартирного дома, общественного здания — школы и сверхвысокого (выше 300 м) здания многофункционального использования.

    Стандарт СТО НОП 2.1-2014 является дополнением и уточнением приказа Минэнерго № 400

    Стандарт СТО НОП 2.1-2014 является развитием зарегистрированного 3 декабря 2014 года Минюстом РФ приказа Минэнерго РФ № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». По этому приказу были признаны утратившими силу приказы от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» и от 8 декабря 2011 г. № 577 «О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту… по предыдущему приказу № 182».

     В новом приказе устанавливаются требования к проведению энергетического обследования с целью получения данных об объеме используемых энергоресурсов, определения потенциала энергосбережения и разработки перечня мероприятий повышения энергоэффективности объекта обследования, в качестве которых выступают организации, производящие продукцию (работы, услуги), в том числе обособленные подразделения организаций (Приложения 2–10), и получающие энергию от стороннего источника или собственного производства в виде электрической и тепловой энергии, твердого или жидкого топлива, природного, сжиженного, сжатого или попутного нефтяного газа, а также моторного или альтернативных (местных) топлив, с использованием вторичных ресурсов и возобновляемых источников энергии.

    Также в качестве объектов энергетического обследования в этом приказе приводятся технологические комплексы и отдельно стоящие здания, входящие в этот комплекс (Приложение 12), системы наружного освещения площадок промпредприятий, населенных пунктов, автомобильных дорог (Приложение 11), линии передачи энергетических ресурсов и воды (Приложения 15–20), предприятия, осуществляющие добычу природного газа, его подземное хранение и переработку (Приложения 25–29), газотранспортные организации (Приложения 30–34).

    И только в одном последнем Приложении № 35 приведен новый рекомендуемый образец энергетического паспорта отдельного здания, составленного на основании проектной документации, ненамного отличающийся от приведенных в предыдущих, отмененных приказах и также не отражающий все показатели теплового баланса здания, что по-прежнему не позволяет рассчитать ожидаемое теплопотребление на отопление и вентиляцию за отопительный период.

    Следует отметить, что подавляющее большинство многоквартирных домов и общественных зданий в городах и поселках городского типа подключено к централизованным сетям электро-, тепло-, водо-, и газоснабжения, поэтому большая часть списка требований по проведению энергетического обследования, обращенных, как следует из приведенного выше перечня приложений, в основном к организациям, технологическим комплексам и объектам производственного назначения, для таких отдельных зданий является избыточной, вследствие чего размываются основные задачи, стоящие перед этими зданиями по сокращению излишнего потребления энергетических и водных ресурсов.

    В настоящее время оценка энергетической эффективности проекта здания в соответствии с постановлением Правительства РФ № 18 выполняется по удельному годовому расходу тепловой энергии на его отопление и вентиляцию, а эксплуатируемого здания — по суммарному удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. Но в стандарте СТО НОП 2.1-2014 помимо методик расчета удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение жилых и общественных зданий, необходимых для оценки энергоэффективности, приводятся методики расчета электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов, освещение и пользование электроприборами в квартирах и в общественных зданиях в зависимости от их назначения и плотности заполнения людьми, а также на системы инженерного оборудования, в том числе центрального кондиционирования, что позволит в дальнейшем перейти на нормирование по удельному годовому расходу первичной энергии, как принято в большинстве зарубежных стран.

    О разделе «Энергоэффективность» в составе разделов проектной документации

    9 декабря 2014 года Межведомственная рабочая группа при Минстрое России распространила проект изменений в постановление Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 года «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в котором пунктом 3.1 исключается контроль соблюдения требований энергетической эффективности в проектной документации со стороны экспертизы и органов государственного строительного надзора, потому что пунктом 22 изменений исключен сам раздела 10 (1), посвященный соблюдению требований энергетической эффективности, что практически ставит под сомнение выполнение этих требований.

    «Размазывание» мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности по разделам АР, КД, ОВ, ВК и др. убьет идею целевого повышения энергоэффективности, потому что этот раздел как никакой другой, включая отдельные мероприятия, которые могут быть указаны в специализированных разделах, оценивает их воздействие по суммарному удельному расходу энергетических ресурсов, сравнивая с нормируемыми показателями, на основании чего устанавливается соответствие энергоэффективности запроектированного здания требованиям норм и устанавливается класс энергетической эффективности.

    Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 18 от 25 января 2011 года и приказом Минэнерго России № 400, зарегистрированным Минюстом России 3 декабря 2014 года, «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования», согласно приложению № 35, составляется энергетический паспорт проекта здания, включающий теплотехнические и геометрические показатели наружных ограждающих конструкций, объемно-планировочные решения, показатели расходов энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, потребление газа, электроэнергии на освещение, на привод насосов, вентиляторов, компрессоров, лифтов и эскалаторов, пользование электрическими приборами и оборудованием.

    Где как не в отдельном специализированном разделе энергетического паспорта это должно находиться? И раздел этот должен называться так, как он впервые был назван в п. 11.1 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», — «Энергоэффективность».

    Необходимо восстановить раздел «Энергоэффективность» в «Составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87. Данный раздел следует дополнить энергетическим паспортом проекта с результатами расчета абсолютных значений и удельных показателей расходов энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, ожидаемых удельных годовых расходов энергии на горячее водоснабжение и кондиционирование, освещение и электроснабжение и объем водопотребления за год.

    О разработке свода правил «Энергетическая эффективность зданий»

    Согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», исключен из СП 50.13330.2012, как обязательный, раздел 10, посвященный энергетической эффективности зданий.

    За полгода до этого на заседания круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве России от 25.06.2014 года по теме: «Принципы нормирования тепловой защиты ограждающих конструкций здания и их влияние на энергоэффективность объектов капитального строительства» также указывалось, что «СП 50.13330.2012 не соответствует нормативно правовым актам в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требует существенной доработки (перечисляется, что надо исключить либо заменить)». В итоге пришли к решению о необходимости «разработать отдельный документ, посвященный оценке энергетической эффективности здания как единой энергетической системы, включающей наружную оболочку и внутренние инженерные системы; ввести обязательный контроль за соблюдением требований энергоэффективности при осуществлении индивидуального и малоэтажного строительства; включить в федеральное законодательство нормы об обязательности проведения мероприятий по энергосбережению и повышения энергоэффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов».

    Эти решения были также поддержаны на заседании межведомственной рабочей группы «Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (НОЭ) по вопросам определения соответствия зданий требованиям энергетической эффективности и определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, состоявшемся 25 ноября 2014 года в Москве.

    За основу такого нормативного федерального документа можно взять СП (EN ISO 13790:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Расчет потребления тепловой энергии для отопления, охлаждения, вентиляции и горячего водоснабжения», разработанный НП «АВОК» по заданию НОСТРОЙ. Документ утвержден, но до сих пор не издан, а потому недоступен проектировщикам и энергоаудиторам.

    В таком же положении находятся другие СП, разработанные НП «АВОК» по заданию НОСТРОЙ, также посвященные решению вопросов повышения энергетической эффективности зданий:

    — СП (EN 15603:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления».

    — СП (EN 15217:2007) «Энергетическая эффективность зданий. Метод выражения энергопотребления и классы энергетической эффективности зданий».

    — СП (EN 15316-2-1:2007) «Системы энергопотребления зданий. Метод расчета энергопотребления».

    Аналитическим центром при Правительстве России для разработки СП «Энергетическая эффективность зданий» рекомендован НП «АВОК», но в плане Минстроя РФ такой тематики нет!

    О переиздании ГОСТ 31168-2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление»

    Следует обновить ГОСТ 31168-2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление». Этот документ устанавливает метод определения в натурных условиях для всех построенных и эксплуатируемых жилых зданий удельного потребления тепловой энергии на отопление, включая нагрев инфильтрующегося в результате естественной вентиляции воздуха, и его сопоставление с нормируемым показателем. Для этого в соответствии с п. 9.7 результаты измерений за несколько суток или за период в месяц (для снижения влияния изменений, связанных с динамическим характером проходящих процессов теплообмена) наносят в прямоугольной системе координат: по оси абсцисс — разность средних за данный период температур воздуха внутри и снаружи здания, а по оси ординат — измеренный за тот же период расход тепловой энергии на отопление, отнесенный к одному часу (поделенный на число часов периода), аппроксимируют точки фактического теплопотребления прямой линией и сравнивают с расчетной зависимостью этих же параметров, удовлетворяющей нормируемым показателям энергоэффективности.

    Расчетная зависимость строится исходя из расчетного расхода теплоты на отопление, определенного при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха без учета запаса в поверхности нагрева отопительных приборов, и с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха согласно «Руководству по расчету теплопотерь помещений и тепловой нагрузки на систему отопления жилых и общественных зданий» Р НП «АВОК» 2.3-2012. Для краткости изложения редакция журнала «АВОК» назвала такую зависимость «графиком Ливчака» (№ 1, 2014 г.).

     При построении этой зависимости для многоквартирных домов, сооруженных после 2000 года, теплозащита которых соответствует требованиям СНиП II-3-79* изд. 1995 года, нулевой расход теплоты на отопление должен быть при температуре наружного воздуха +12 °C. Среднюю температуру воздуха внутри дома, согласно п. 5.1  СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», в холодный период года следует принимать в обслуживаемой зоне жилых помещений как минимальную из оптимальных температур — tвн = 20 °C.

    По отношению фактического теплопотребления при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха к расчетной нагрузке системы отопления определяют фактический запас системы отопления. С учетом этого запаса должны быть пересчитаны расчетные параметры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления для установления требуемого температурного графика, задаваемого для поддержания контроллеру АУУ, чтобы снять перегрев зданий (как рассчитать оптимальный график подачи теплоты и как на поддержание его настроить контроллер, изложено в [3], а также в уже цитируемом СТО НОП 2.1-2014).

    Применение этого ГОСТ позволяет избежать завышенного теплопотребления на отопление жилых и общественных зданий по сравнению с ожидаемым по расчету, а также добиться его снижения до нормативных значений, но он требует обновления.

    Об изменении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг

    В целях установления справедливой оплаты населением коммунальных услуг предлагается пересмотреть методики расчета нормативов в «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (с последними изменениями от 16 апреля 2013 года и 17 декабря 2014 года).

    В существующих правилах и проекте их изменений есть необоснованные положения, противоречащие последним нормативным документам. Например, таблица 4 «Значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома» не соответствует аналогичной таблице из СП 124.13330.2012 «Тепловые сети». Нормирование удельного расхода водопотребления и тепловой энергии на горячее водоснабжение также противоречит СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

    Удельную величину норматива электропотребления вообще невозможно определить по приведенным формулам: вместо четких указаний, какие принимать величины, дается ссылка на то, что «норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на внутриквартирные и общедомовые нужды выполняется исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы». Откуда эти органы могут знать об этом?

    В последних изменениях к Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» сами нормативы не пересматриваются. Более того, пунктом 3 данного постановления дается поручение: «Минстрою России установить в 6-месячный срок со дня вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях». Но это неправильно:

    Во-первых, некорректно определять расход холодной и горячей воды, потребляемой человеком в месяц, по назначенному расходу воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру.

    Во-вторых, количество водоразборных приборов не всегда определяет объем воды, потребляемой человеком. Если в одной и той же квартире установят дополнительную ванную комнату с туалетом, увеличится количество процедур? Нет. Количество и длительность процедуры определяется потребностью человека, а не тем, две ванные комнаты у него в квартире или одна.

    Более правильно принимать указанную в СП 30.13330.2012 норму водопотребления на 1 человека в сутки в зависимости от конструктивных особенностей системы водоснабжения и оборудования ванной комнаты и относить водопотребление не к одному календарному месяцу, а к средним суткам отопительного периода. При пересчете годового водопотребления нужно учитывать снижение его в летнее время и отключение горячей воды на профилактический ремонт. Была предложена новая таблица, где уже приводятся средние за сутки отопительного и межотопительного периодов расходы холодной и горячей воды в жилых помещениях в зависимости от фактической заселенности дома, основанные на рекомендациях СП 30.13330.2012.

    НП «АВОК» письмом № И-72/16 от 18.06.2014 в Минстрой РФ (вход. Минстрой № 41714/НС от 25.06.14) приводит предлагаемые изменения и дополнения к Правилам, в том числе конкретные формулы, таблицы и показатели для расчета норматива на коммунальные услуги для МКД, но ответа так и не получило.

    О расчете за теплопотребление зданием по общедомовому прибору учета

    С целью обеспечения оплаты населением только того, что потребили, предлагается исключить существующую порочную практику отказа теплоснабжающей организации от расчета по кустовому прибору учета, установленному, например, в ЦТП или ИТП дома, от которого питается еще ряд домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета. Предлагаются решения по использованию кустового прибора учета для расчета с потребителями, подключенными к нему. Для этого следует изменить формулировку п. 42.1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (с последними изменениями от 19 сентября 2013 года), добавив следующий абзац:

    «В многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, но подключенном к кустовому прибору учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению в жилом помещении следует определять исходя из показаний кустового прибора учета пропорционально расчетным нагрузкам на систему отопления каждого дома, подключенного к этому кустовому прибору учета, а водоснабжения — пропорционально списочному количеству жителей в доме».

    Также предлагается на период неисправности общедомового или кустового прибора учета коммунальной услуги на отопление расчет оплаты потребления данной услуги вести по нормативам с использованием расчетного метода, исходя из проектной нагрузки на отопление с пересчетом на фактическую среднесуточную температуру наружного воздуха за месяц или меньший период отключения прибора учета. Это снизит оплату жителям, приблизив ее к реальному теплопотреблению, и при определении годового теплопотребления исключит необходимость перерасчетов из-за отличия фактических погодных условий от расчетных.

    Литература

    1. Ливчак В. И. Почему СП 50-13330-2012 «Тепловая защита зданий» приводит к снижению энергоэффективности зданий и как выполнить постановление Правительства России об их повышении. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, № 3, 2013 г.

    2. Ливчак В. И. Базовый уровень потребления энергетических ресурсов при установлении требований энергетической эффективности зданий. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, № 1, 2014 г.

    3. Ливчак В. И. Реальный путь повышения энергоэффективности за счет утепления зданий. «АВОК», № 3, 2010 г.

     

    Скачать статью в pdf-формате: Что сделано и еще надо сделать для повышения энергоэффективности зданий и установления справедливой платы за коммунальные услуги