Сегодня, 12 декабря
- (Нет мероприятий)
Ближайшие мероприятия
-
17 декабря - 19 декабря
-
11 февраля 2025 - 14 февраля 2025
-
18 марта 2025 - 20 марта 2025МоскваВыставка Cabex
Механизм использования профессиональных стандартов для оценки профессиональной квалификации и повышения уровня образования
Автор:
Е. Е. Николаева, советник руководителя Аппарата Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Требования применения профессиональных стандартов обусловлены не только имеющейся законодательной базой, но и практическим опытом.
Оценка профессионального уровня соискателя на определенные должности теперь должна производиться с учетом соответствия уровня квалификации претендента имеющимся профессиональным стандартам — с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты являются обязательными к применению организациями (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
Основная цель профессиональных стандартов — помочь работодателям, профессиональному сообществу, образовательным учебным заведениям профессионального образования и другим организациям строительной отрасли упорядочить и стандартизировать свою деятельность.
Профессиональный стандарт — это нормативно-правовой акт, в котором указано, какую квалификацию должен иметь работник для осуществления своей профессиональной деятельности, включая требования к уровню образования, умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работ и ее сложности, перечисляются минимально необходимые требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности (профессии). Ранее такими нормативно-правовыми актами являлись квалификационные справочники (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих).
Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при разработке должностных инструкций, при организации обучения и аттестации работников, присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. При этом профессиональный стандарт — это не должностная инструкция, это — скелет профессиональной деятельности, в котором устанавливаются уровни квалификации, необходимого образования, опыт работы, виды трудовой деятельности.
Требования стандартов будут распространяться не только на работающих специалистов, они будут обязательны в образовательном процессе — для учебных заведений, при формировании компетенций, а также требуемых знаний и умений для студентов и слушателей соответствующих направлений подготовки. При этом сложность заключается, в первую очередь, в том, что специалист в полном смысле этого слова должен обладать практическими навыками, а не только теоретическими знаниями.
Профессиональные стандарты разрабатываются государством, при участии экспертов для создания современной системы оценки квалификаций, которая соответствует международным стандартам квалификаций, принятых в развитых странах мира. В настоящее время разработано более тысячи стандартов к разным профессиям.
При этом в ряде отраслей реальной экономики необходимость применения профессиональных стандартов имеет особую актуальность. Так, специалисты в области энергосбережения и энергоэффективности должны обладать, помимо богатого практического опыта, высоким образовательным уровнем.
Так, для специалистов, работающих в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (энергоаудиторов, энергоменеджеров, специалистов энергосервисных компаний, проектировщиков, строителей), появляется уникальная возможность в создании профессиональных стандартов, отвечающих современным требованиям, так как ранее профессиональных требований к этим специалистам и уровням их квалификации не было.
Следует отметить, опыта подготовки специалистов по направлениям энергосбережения и повышения энергетической эффективности практически не было. При этом энергоаудиторы, энергоменеджеры, сотрудники энергосервисных компаний, проектировщики, строители востребованы практически во всех отраслях народного хозяйства. Цикл почти любой деятельности начинается со строительства объекта — общественного здания и сооружения (туристического, спортивного и других направлений), жилого назначения. И именно здесь — при проектировании, строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, необходимы энергоаудиторы, энергоменеджеры, сотрудники энергосервисных компаний, проектировщики, строители.
В настоящее время Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатываются следующие профессиональные стандарты:
— специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства;
— специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
— специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий и сооружений;
— специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере;
— организатор проектного производства в строительстве.
Указанные профессиональные стандарты должны стать первой — основной, ступенью в повышении и оценке профессиональной квалификации специалистов.
В настоящее время существует огромное количество различного рода классификаторов, регламентирующих трудовую деятельность работающих. Они помогают в работе, подтверждении стажа работы, поэтому многие работодатели и работники их применяют. Вместе с тем подобное многообразие затрудняет практическое использование данных справочников и классификаторов.
С 2012 года в Трудовом кодексе Российской Федерации появилось понятие профессионального стандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Фактически профессиональные стандарты позволяют структурировать все виды профессиональной деятельности, которые существуют в стране, и постепенно отойти от многообразных классификаторов профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт состоит из следующих элементов:
— наименование профессии;
— код по классификатору;
— квалификационный уровень работника;
— наименование должностей и должностных обязанностей работников;
— требуемый уровень их профессионального образования и обучения;
— практического опыта работы по профессии;
— требования к сертификации и состоянию здоровья;
— перечень умений и навыков, которыми должен обладать работник.
Рассмотрим отдельные аспекты подготовки профессиональных стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности.
Так, в частности, при рассмотрении основ профессионального стандарта «Специалист в области энергетического обследования объектов капитального строительства» были сформулированы следующие ОТФ (обобщенные трудовые функции): энергетическое обследование электротехнического оборудования; энергетическое обследование теплотехнического оборудования; энергетическое обследование санитарно-технического оборудования и систем. В последнем случае могут быть варианты: энергетическое обследование систем кондиционирования и вентиляции и энергетическое обследование систем водоснабжения и водоотведения.
Имеются предложения включить энергетическое обследование автоматизированных систем управления и диспетчеризации или учесть экономическую составляющую в энергетическом обследовании, но все это подлежит обсуждению.
Таким образом, основа профессионального стандарта имеется, требуется его наполнение. Для наиболее полного обсуждения проекта документа планируется привлечь широкий круг специалистов из Минэнерго России, Минстроя России, различных саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Кроме того, вопрос требует рассмотрения на конференциях и открытых площадках.
В части разработки профессионального стандарта «Специалист в области энергоменеджмента» необходимо отметить следующее. Мировой опыт свидетельствует о том, что действенным организационно-управленческим механизмом, нацеленным на планомерное и системное снижение объемов потребляемых топливно-энергетических ресурсов, является система энергетического менеджмента. Требования к системе энергетического менеджмента определены международным стандартом ISО 50001:2011 и национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (далее — ISO 50001), содержащими передовой опыт в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечивающими выполнение, в том числе беззатратных и малозатратных организационных мероприятий со значительным энергетическим эффектом, учет предприятиями интересов заинтересованных сторон.
В целях реализации данного направления ряд компаний топливно-энергетического комплекса и компаний крупнейших потребителей энергетических ресурсов Российской Федерации внедрили или внедряют систему энергетического менеджмента в соответствии с критериями стандарта ISO 50001.
Так, результаты исследования внедрения системы энергетического менеджмента, проведенного в 2015 году Министерством энергетики Российской Федерации совместно с ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, показывают, что компании, внедрившие систему энергетического менеджмента, демонстрируют лучшую динамику основных показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно: внедрение системы энергетического менеджмента позволяет экономить от 1,5 до 5% от первоначального уровня потребления топливно-энергетических ресурсов.
Интерес больших компаний топливно-энергетического комплекса и компаний крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов к внедрению и эксплуатации системы энергетического менеджмента выявил необходимость к введению в данных компаниях новой структурной единицы — подразделения и/или специалиста по системе энергетического менеджмента, в обязанности которого вошли бы функции по внедрению и эксплуатации данной системы. Вместе с тем отмечено отсутствие единых универсальных требований к функциям, обязанностям и ответственности к данному подразделению и/или специалисту. В связи с этим возникла необходимость в разработке унифицированного документа, который содержал бы типовые функции, знания, умения характерные для данной профессии.
Разработка профессиональных стандартов специалистов в области энергосбережения и энергоэффективности в строительной сфере представляется крайне важной, результаты данной работы могут быть использованными как один из инструментов способствующий реализации государственной политики в указанном направлении, для кадровых служб, повышения квалификации кадров, подготовки образовательных стандартов.
Скачать статью в pdf-формате: Механизм использования профессиональных стандартов для оценки профессиональной квалификации и повышения уровня образования