подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 22 марта

  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • «Дорогобужкотломаш» — сделано в России

    Сегодня достаточное количество российских производителей столкнулось с проблемой поставок импортных комплектующих для своей продукции. ООО «Дорогобужкотломаш» (входит в ГК «ЕКС») — одно из ведущих предприятий промышленной отрасли Смоленской области — исключение. Завод, которому в этом году исполняется 60 лет, не только продолжает бесперебойно выпускать отопительные котлы различной мощности, но и производит их исключительно с отечественными комплектующими. С производством и продукцией предприятия ознакомился наш журналист в ходе пресс-тура, прошедшего в мае этого года.

     

    О заводе

    Участники в ходе посещения познакомились с масштабной производственной базой ДКМ, увидели полную цепочку производства котельного оборудования, а также посетили инженерно-проектный центр — место, где воплощаются все новые технологические идеи и зарождаются новые котлоагрегаты.

    — Завод «Дорогобужкотломаш» является одним из крупнейших и лучших российских производителей водогрейных котлов и запасных частей, лидером в области комплексных решений для теплоснабжения, энерго- и ресурсосбережения. «Дорогобужкотломаш» — это бренд, проверенный временем — в этом году предприятию исполнилось 60 лет! — рассказывает о заводе исполнительный директор предприятия Александр Борцов.

    Действительно, масштабы производства, не прекращающего свою работу вопреки всем трудностям, поражают. За 60 лет деятельности заводом выпущено 18 тысяч единиц продукции.

    — Мы выпускаем котлы различной мощности и размеров, — рассказывает заместитель начальника ОТК Людмила Полупан. — Начинали в 1962 году с освоения водогрейных водотрубных котлов ТВГМ-30, предназначенных для дооснащения производственно-отопительных котельных. На их базе при участии специалистов Центрального котлотурбинного института им. Ползунова был разработан новый тип прямоточных теплофикационных водогрейных модернизированных котлов ПТВМ-30М. И качеству нашей продукции мы всегда уделяли большое внимание.

    Отметим, что на заводе и сегодня организован поэтапный контроль качества продукции. На каждом производственном участке — отдельный контролер. Также ведется визуальный и механический входной контроль поступающих от партнеров комплектующих.

    — Если мы получили продукцию с недокомплектом результатов каких-либо испытаний, мы эти испытания проводим сами, — добавила Людмила Полупан.

    Над новыми конструкторскими решениями на «Дорогобужкотломаш» работает целый инженерно-проектный центр. При этом никаких кульманов и линеек — весь процесс компьютеризирован.

    — Мы не только проектируем конструкции новых моделей продукции и полного комплекта оборудования, — разъяснил руководитель инженерного центра Александр Артамонов, — мы пишем для них свои компьютерные программы, составляем схемы систем котлов, а также полный пакет рабочей документации, чтобы заказчикам было удобно работать с нашей продукцией.

    Кроме этого, конструкторы завода могут изменить типовую модель котла, учитывая требования клиентов, под необходимые габариты.

    Отметим, что в начале мая специалисты ООО «Дорогобужкотломаш» организовали и провели совместно с АС «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД» под эгидой НОПРИЗ круглый стол, где решались вопросы возможности совмещения выходной проектной продукции завода с требованиями практикующих проектировщиков.

    Совещание в дирекции завода

    Производство

    Перед тем как попасть на производственную площадку, каждый посетитель предприятия проходит инструктаж по технике безопасности, расписывается в журнале и получает каску, которую на протяжении всего времени пребывания в заводских цехах снимать категорически запрещено. На предприятии более 30 рельсовых кранов, перемещающих грузы, в цехах — железнодорожные рельсы, поэтому меры безопасности — прежде всего!

    Началось знакомство с производством на участке жаротрубных котлов мощностью свыше 3 МВт.

    — На механическом участке происходят заготовительные работы для дальнейшей сборки котлов, — рассказывает первый заместитель исполнительного директора, руководитель производства Виталий Дмитров. — Здесь изготовляются котлы большой мощности, изолируются, декорируются ламинатом и отправляются на участок упаковки.

    Жаротрубные котлы большой мощности — один из основных видов продукции ООО «Дорогобужкотломаш». Во время посещения предприятия в работе находился агрегат мощностью 50 МВт, занимающий при отгрузке заказчику порядка десяти фур.

    Отметим, что ранее котлы с завода уезжали на железнодорожных платформах. Сегодня, поскольку мало заказчиков способны принять у себя поезд с продукцией, предприятие организовало доставку автотранспортом.

    — Наша продукция давно зарекомендовала себя не только на территории бывшего Советского Союза, но и за рубежом, — констатировал начальник производственного участка большой мощности Владимир Петров. — Котлы «Дорогобужкотломаш» успешно работают в Сирии, Монголии, Китае, Ливии, Узбекистане, а также на Байконуре, в Казани. Среди наших заказчиков — ТГК, Газпром, РЖД.

    На заводе пояснили, что при запуске котла во время пусконаладочных работ производится наладка горелки, для того чтобы в процессе использования агрегатов не образовывался нагар.

    — Чистки камеры сгорания не требуется при правильной настройке горелки, — заявил Владимир Петров. — Пусконаладочные работы производятся нашими коллегами по ГК ЕКС. Сервисное обслуживание мы делаем сами.

    На предприятии есть собственная сервисная служба, которая не только консультирует клиентов дистанционно, но при необходимости выезжает на место для решения проблем, если таковые возникают.

    В основном ситуации, требующие вмешательства заводских специалистов, случаются при монтаже оборудования. В процессе эксплуатации вопросов возникает мало. Но «Дорогобужкотломаш» продолжает организованный еще в советские времена выпуск комплектующих к своей продукции и оперативно организует их поставку и замену.

    В частности, на предприятии работает достаточно большой заготовительный участок, где к летнему ремонтному сезону ведется подготовка (гибка) труб.

    Производственный график завода организован по сезонному принципу: до зимних холодов идет основное производство продукции, до наступления лета — заготавливаются комплектующие. Однако график этот не четкий: у предприятия много заказов, поэтому полного разделения производства по сезонам нет.

    Знакомство с производством

    ЧПУ и цифра

    Кроме цифровых программ, используемых в инженерном центре, на «Дорогобужкотломаш» работают станки с ЧПУ, программы для которых пишутся тут же, на заводе. Эти станки обеспечивают лазерный раскрой и плазменную резку деталей котлов.

    — Станок лазерной резки может работать как на программе по выпуску детали, полученной от наших конструкторов, так и по типовой программе раскроя, — рассказал оператор станка ЧПУ Константин Разживайкин. — Такая программа позволяет вести переработку отходов. Остатки металлических листов от крупных заготовок раскраиваются, и из них делаются более мелкие детали.

    На участке плазменной резки для изготовления жаротрубных, водогрейных котлов, горелочных устройств и металлоконструкций организована круглосуточная работа операторов в три смены. Оператор раскладывает заготовки на рабочей поверхности станка, запускает программу, сверяет габариты и края реза получаемых заготовок, а также выполняет небольшие ремонтные работы. Прикрепленный к участку IT-специалист устраняет сбои в работе программ.

    — Поскольку участок небезопасный, то после завершения его утепления будет установлена вытяжка по удалению мелкодисперсной пыли, — добавил Константин Разживайкин. — На данный момент уже прорабатывается проект ее обустройства.

    Главный технолог ООО «Дорогобужкотломаш» Александр Годунов рассказал о работе участка по изготовлению жаротрубных котлов, расположенного рядом с участком металлозаготовки.

    — После раскроя металла и вальцовки на автоматической сварочной колонне на заготовках прокладываются продольный и/или кольцевой швы, — объяснил Александр Годунов. — Оператор запускает колонну, и в автоматическом режиме в аппарат подается флюс, проволока, а также производится регулировка толщины шва.

    Кроме этого, колонна автоматически синхронизирует вращение обечайки и выдвижение консоли для обеспечения качественного и ровного продольного кольцевого шва. В зависимости от толщины металлических листов и установленного режима процесс сварки занимает от 5 до 10 минут.

    Отметим, что на этом участке производится изготовление конвективной части и трубной системы, а также проводятся гидравлические испытания.

     

    Забота о качестве

    Кроме гидравлических, на заводе в собственной лаборатории производятся испытания горелочных устройств после изготовления перед запуском в серийное производство, ведется сравнение теоретических расчетов с практическими испытаниями.

    — Основным направлением исследований лаборатории являются испытания горелочных устройств, — рассказал начальник участка блочно-модульных котельных и горелочных устройств и испытательной лаборатории Дмитрий Войтенко. — Это сердце наших котлов. А поскольку сердце сбоев давать не должно, то наши горелки и наше программное обеспечение мы испытываем в очень жестких условиях.

    Отметим, что испытания проходят на стендах, также разработанных в ООО «Дорогобужкотломаш» при участии белорусских партнеров — компании «ТермоБрест».

    Проверка качества продукции завода

    Импортозамещение

    Переход на отечественные и дружественные оборудование и комплектующие на заводе начался давно. И это не связано с геополитическими и экономическими ситуациями.

    Идя навстречу клиентам, «Дорогобужкотломаш» сократил сроки поставки комплектующих и ремонтно-наладочные работы именно за счет перехода на импортозамещение.

    Одним из партнеров завода является компания ОВЕН — российский разработчик и производитель контрольно-измерительных приборов, программируемых контроллеров, датчиков и средств промышленной автоматизации.

    — Для работы с продукцией «Дорогобужкотломаш» мы создали модель контроллера КТР 121, — прокомментировал сотрудничество предприятий продукт-менеджер компании ОВЕН Максим Крец. — Она учитывает специфику работы котлов. Разработка модели велась в тесном общении с представителями завода. Наши специалисты несколько раз приезжали на производство. В результате мы нашли конструктивно выигрышное решение.

    Поиск партнеров в ООО «Дорогобужкотломаш» продолжается. В ходе посещения предприятия представителями СМИ в заводских цехах проходили испытания сварочных аппаратов производства санкт-петербургского предприятия ООО ТЦ «ТЕНА».

    — Наш сварочный аппарат полностью российского производства, включая комплектующие, и по своим характеристикам не уступает западным аналогам, — заявил представитель ООО ТЦ «ТЕНА» Никита Шибаев. — Мы предоставили оборудование для тестирования специалистам «Дорогобужкотломаш». Они остались довольны. В ближайшее время заключим контракт на поставку.

    Готовая продукция

    Кадры решают все

    Помимо поиска производственных партнеров, на заводе ведется работа по привлечению квалифицированных кадров.

    Кроме профессионалов, на предприятии рады молодым специалистам. В частности, студенты МЭИ, выпускники технических колледжей здесь не просто проходят стажировку, а начинают строить свою карьеру и получают реальную путевку в жизнь.

    — Мы планируем создать на нашей производственной базе обучающий центр подготовки и переподготовки специалистов,рассказал на круглом столе, прошедшем после посещения предприятия, исполнительный директор завода Александр Борцов. — В реализации работы с кадрами нам очень помогает Администрация Смоленской области, в частности, наше профильное ведомство — Департамент по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

    Действительно, на заводе «Дорогобужкотломаш» созданы все условия для развития кадров: разработана система мотивации, поддержки и социальной защиты трудового коллектива, работает собственная столовая, организована развозка сотрудников до городов Дорогобуж и Сафроново.

    Отметим, что на заводе, кроме достаточно широкой линейки мер социальной поддержки, есть собственная трасса «Формула-1». Десять лет назад предприятие построило рядом с заводом трек для международных соревнований грузовых автомобилей и успешно принимало ряд турниров. Автодром оценил даже Выборгская ракета, первый российский гонщик «Формулы-1» Виталий Петров.

    Сегодня трасса поддерживается в идеальном состоянии и используется заводскими автолюбителями скоростей на легковых машинах.

    — Большая редкость и заслуга руководства завода — суметь сохранить технический потенциал в течение стольких лет, продолжать неустанно развивать производство и быть флагманом теплоэнергетики, — подчеркнул заместитель начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Алексей Лукашев. — Совместно с Администрацией области организуются экскурсии для сотрудников и их детей, в том числе и в Москву, походы в театр, выезды на предприятие концертных бригад, проведение спортивных соревнований. Но, конечно, мы работаем не только по социальной линии.

    Далее Алексей Лукашев отметил, что с руководством завода Администрацией Смоленской области ведется постоянный конструктивный диалог, в том числе и на различных профильных дискуссионных площадках. Затрагиваются темы повышения качества продукции теплоснабжающей отрасли, ее энергоэффективности, а также внедрения энергосберегающих технологий на самом предприятии.

    «Дорогобужкотломаш» — сделано в России!

    Круглый стол

    Возвращаясь к дискуссии, на круглом столе также были обсуждены темы инноваций в теплоснабжении, цифровых решениях для проектных организаций и устойчивом развитии.

    — Главный вектор развития завода сегодня — осуществить качественный рывок в импортозамещении для всей теплоэнергетической отрасли страны, — заявил Александр Борцов. — Необходимо увеличить номенклатуру продукции, восполнив ниши, которые остались после ухода с российского рынка западных производителей котельного оборудования, опережая потребности клиентов, и решить задачи теплоснабжения комплексно, качественно и эффективно. Для достижения этих задач очень важно привлекать компетентных российских партнеров. В этом направлении мы двигаемся и будем двигаться.

     

    Автор: Лидия Туманцева

     

    Скачать PDF-версию статьи «Дорогобужкотломаш» — сделано в России»