подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 29 октября

  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • Перспективы использования энергосервисных контрактов при модернизации объектов системы теплоснабжения

    Р. Г. Крумер, директор СРО НП «Инженерные системы — проект», технический директор СРО НП «Инженерные системы — аудит»

    Актуальность экономии энергоресурсов и повышения эффективности их использования повышается по мере роста их стоимости, влияния на экологию, трудоемкости добычи и транспортировки, дефицита и т.п.

    Одним из важных инструментов в решении этой задачи должны были стать энергосервисные контракты (в дальнейшем — ЭСК), достаточно популярные в ряде стран. Согласно [1]: «энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком».

    Основные требования к содержанию ЭСК изложены в ст. 19 [1], [2].а требования к условиям энергосервисного договора при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [3].

    Ключевым является то, что исполнитель ЭСК должен после заключения контракта за свои средства на объекте заказчика выполнить работы (проектирование, поставку оборудования, монтаж, наладку и т.п.), обеспечивающие уменьшение энергопотребления. Планируется, что возврат затраченных средств будет осуществляться заказчиком ЭСК с полученной экономии. Срок контракта должен быть достаточен для того, что бы исполнитель мог окупить свои затраты и получить прибыль.

    При этом в [3] требования к содержанию ЭСК ужесточаются. Например, в п.5 Приложения 1 указано, что ЭСК должен содержать  положение о том, что контракт считается исполненным, если размер экономии, достигнутый в результате выполнения контракта равен или больше указанного в контракте.

    Таким образом, мало того, что должна быть получена экономия, но она должна быть еще и по объему не меньше указанной в контракте, иначе контракт не выполнен. Хотя, если взял на себя обязательства, то будь любезен их выполнить. Тем более, что согласно п. 17 приложения №1 к [3], в ЭСК должно быть указание в качестве меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней).

    Размер экономии определяется исходя из сравнения энергопотребления у заказчика до начала выполнения энергосберегающих мероприятий в соответствии с ЭСК и после их выполнения.  Для государственных и муниципальных учреждений порядок определения объемов снижения потребляемых ресурсов приведен в [4].

    Поскольку условия, влияющие на объем потребляемых энергоресурсов за время выполнения ЭСК могут отличаться, то сравнение энергопотребления производится при приведении его к сопоставимым условиям. Методика и формулы приведения энергопотребления к сопоставимым условиям для государственных и муниципальных учреждений также приведены в [4]. Эти формулы могут успешно использоваться при заключении ЭСК с предприятиями и организациями других форм собственности.

    Факторы, влияющих на объем потребления энергетического ресурса —  это в основном: изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий — среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода.

    Определение сэкономленного количества тепловой энергии или другого вида энергоресурса, используемого для отопления определяется (п.6 [4]) исходя из удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий, строений, сооружений, находящихся у государственного (муниципального) учреждения до и после выполнения работ по ЭСК   и поправочного коэффициента Кпог.тепл., обеспечивающего приведение энергопотребления от централизованного источника к  сопоставимым условиям.

    При определении Кпог.тепл. (п.10 [4]) учитывается влияние на объем потребляемого энергоресурса длительности отопительного периода и средней температуры наружного воздуха в отопительные период. При этом значение расчетной температуры внутреннего воздуха отапливаемых помещений за отопительные периоды отчетного периода (°C) принимается равным минимальному из допустимых показателей температур, установленных в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах на соответствующие здания, строения, сооружения государственного (муниципального) учреждения.

    Для определения экономии других энергоресурсов (кроме идущих на отопление) используется удельное потребление, отнесенное к площади зданий, строений, сооружений государственного (муниципального) учреждения. При этом вводится поправочный коэффициент, приводящий объем потребления до и после реализации ЭСК к сопоставимым условиям. Сопоставление условий энергопотребления заключается в сравнении возможного изменения  объема здания в течении исполнения ЭСК, по отношению к объему, существовавшему до начала выполнения контракта.

    Как представляется, коэффициенты приведения энергопотребления к сопоставимым условиям, указанные в [4], не охватывают все факторы, определяющие объем потребления энергоресурсов, в том числе и государственных и муниципальных организациях и учреждениях.

    Рассмотрим вышесказанное на примере. Предположим, что муниципальное офисное учреждение занимает одно и то же здание до и после реализации энергосберегающих мероприятий, предусмотренных ЭСК, и в течение времени его действия. Муниципальным учреждением заключен ЭСК, в котором предусмотрено мероприятие по экономии электроэнергии, заключающееся в замене ламп накаливания на светодиодные, что, безусловно, должно снизить в разы потребление учреждением электроэнергии на освещение. За это время в учреждении увеличилось количество работников, увеличилось количество офисной техники, открыли буфет с электроплитой, разрешили иметь электрочайники, а может, как предполагается в ближайшем будущем, еще оборудовали место зарядки электротранспорта, принадлежащего работникам учреждения электромобилей, электровелосипедов, электросамокатов и т.п. Таким образом, при той же площади, общее потребление электроэнергии увеличилось.

    Или в этом учреждении обратная ситуация – часть работников сократили, офисной техники включают меньше, буфет закрыли, т.е. электроэнергии стали потреблять меньше, и не только из-за замены светильников.

    Очевидно, что если ЭСК предусмотрены мероприятия по снижению потребления электроэнергии, а заменяются только светильники, то экономии можно и не получить, несмотря на приведение потребления к сопоставимым условиям согласно [4], или она будет достигнута не только благодаря реализации ЭСК. Для получения данных о реальной экономии электроэнергии необходимо организовывать раздельный  учет электроэнергии – отдельно освещение, отдельно остальные потребители.

    При ЭСК, направленном на  экономию тепловой энергии, предлагаемая методика приведения к сопоставимым условиям тоже не обеспечивает объективности, так как при постоянном объеме помещения может меняться количество различных источников тепловыделения:  —  работников, посетителей, офисного оборудования, ламп накаливания и т.п. К тому же фактическая внутренняя температура воздуха может быть увеличена по сравнению с указанной в нормативных документах.

    Для промышленных предприятий энергопотребление зависит от количества выпускаемой продукции, что определяется требованиями рынка, поэтому за время действия ЭСК объем энергопотребления может уменьшаться не только благодаря реализации энергосберегающих мероприятий, но и за счет снижения объема выпуска продукции из-за падения спроса. А при увеличении объемов выпуска энергопотребление предприятие возрастет. Разумеется, это увеличение будет меньше того, которое было бы получено без реализации энергосберегающих мероприятий.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о значительных трудностях объективного приведения энергопотребления к сопоставимым условиям при заключении ЭСК, что требует особого внимания как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика при подписании контракта.

    В то же время, после заключения ЭСК, реализации исполнителем всех запланированных энергосберегающих мероприятий и получения экономии энергоресурсов в натуральном выражении, может возникнуть проблема возврата исполнителю затраченных средств.

    Например, потребление энергоресурсов в натуральном выражении уменьшилось, а в денежном выражении  — увеличилось по причине роста тарифа. Откуда заказчику брать деньги для оплаты затрат энергосервисной компании?

    Поскольку в любом случае заказчик должен выплачивать исполнителю деньги за сэкономленные энергоресурсы, то для него размер оплаты энергоресурсов в течение действия ЭСК мало изменится. Продолжительность ЭСК может составлять несколько лет, по истечении которых заказчику передается то поставляемое по ЭСК оборудование, на которое уже закончился гарантийный срок, а если ЭСК заключен на 5 и более лет — то, вероятно, и срок службы этого оборудования.

    Следует учитывать и то, что затраты исполнителя ЭСК еще будут определяться и размером процента на кредит, который энергосервисная компания вынуждена брать для реализации контракта.

    Проблем при реализации ЭСК немало. Прежде всего они могут возникнуть у энергосервисной компании в части получения компенсации своих затрат и  возврата кредитов.

    А  заказчику ЭСК, после снижения его энергопотребления, энергоснабжающие предприятия могут выставить, чему есть не мало примеров, штраф за невыполнение договоров на поставку из-за недобора договорного количества  энергоресурса.

    Таким образом, ЭСК в определенной степени становится видом предпринимательства с повышенной  степенью риска.

    Перспектива использования ЭСК может быть расширена в случае принятия ряда нормативно-правовых актов. Например, снижение процента за кредит для компаний, заключающих ЭСК, требование сделать  договоры на поставку энергоресурсов  двухтарифными: один тариф — на установленную мощность потребителей энергоресурсов заказчика, второй — на реально потребляемый объем энергоресурса. Подобная методика успешно используется в электроэнергетике для потребителей определенной мощности.

    Литература

    [1] — ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года).

    [2] — Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 мая 2010г. №174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)».

    [3] — Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 года №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) (с изменениями на 10 декабря 2016 года).

    [4] — Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 октября 2011г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».

    Скачать пдф-версию статьи: Перспективы использования энергосервисных контрактов при модернизации объектов системы теплоснабжения