подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 3 декабря

      (Нет мероприятий)
  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • Наилучшие доступные технологии и технологическое нормирование как основы взаимодействия промышленных абонентов и водоканалов

    Автор:

    Г. А. Самбурский, руководитель Департамента водоподготовки Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

    Как известно, российское природоохранное законодательство предъявляет к российским предприятиям строгие и часто невыполнимые (вследствие очень высоких затрат) требования к сбросам сточных вод на уровне ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения, нормативные значения остаточных концентраций загрязнителей в которых значительно жестче, чем требования, установленные для питьевого водоснабжения. Естественно, сравнение показателей качества для питьевой воды с показателями, регламентируемыми для водоотведения, не является корректным, но ведь это вопрос ведения бизнеса, себестоимости продукции и возможности развития тех или иных секторов промышленности. Одновременно обратим внимание на правила холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644), регламентирующие взаимодействие промышленных абонентов в части сброса сточных вод промышленных абонентов в сети централизованного водоотведения, которые также имеют серьезный перечень во многом обоснованных ограничений. Учитывая тот факт, что что во многих европейских странах требования к очистке сточных вод при их сбросах в водные объекты и в канализационные сети значительно более мягкие, а также то, что технологии, необходимые для достижения установленных требований, в большинстве случаев отсутствуют, а остальные имеют очень высокую стоимость, очевидны отрицательные для российской промышленности тенденции, среди которых:

    • отношение ко всем нормативным требованиям как заведомо невыполнимым;
    • искажение фактических данных о загрязненности сбрасываемой воды;
    • отказ ответственных и профессиональных компаний от участия в создании очистных сооружений в условиях предъявления нереализуемых требований;
    • работа недобросовестных компаний, готовых заключать контракты на установку очистных сооружений, предусматривающих очистку сточных вод до заведомо экономически недостижимых рыбохозяйственных нормативов;
    • развитие коррупционной составляющей.

    Рисунок1Все это приводит, с одной стороны, к снижению конкурентоспособности добросовестных российских предприятий, а с другой стороны — к снижению качества поверхностных вод, что определило путь выхода из сложившейся ситуации за счет внедрение системы нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ). В соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, который совершенствует систему экологического нормирования, в российское правовое поле вводится понятие «наилучшая доступная технология» и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших реально используемых и доступных технологий. Следует отметить, что НДТ в рамках действующего законодательства понимаются весьма узко и основаны только на воздействии на окружающую среду. Рассматривая в целом вопрос НДТ, скажем, что самым верным определением, на наш взгляд, является оптимизация стоимости внедрения технологии на единицу снижения загрязнений.

     

    Для реализации предприятиями перехода на НДТ в ФЗ № 219 предусмотрена система льгот и санкций.

    Таблица 1. Льготы и санкции, согласно ФЗ-219

    Льготы Санкции
    Инвестиционный кредитВозмещение процентной ставки по кредиту в счет налога на прибыль Рост платежей до размеров, сопоставимых с затратами на очистку выбросов, сбросов в случае недостижения технологических нормативовУвеличение повышающих коэффициентов платы: за временно разрешенное воздействие К = 25,  за воздействие, превышающее разрешенное К = 100  (с 01.01.2020)
    Ускоренная амортизация оборудования НДТПрименение дополнительного  коэффициента 2 при начислении амортизации на оборудование НДТ по утвержденному перечню
    Корректировка платы за негативное воздействие Зачет платы в счет инвестиций  до 100% Штрафные санкции Введение новых составов административных правонарушений, увеличение размеров штрафов
    Отказ от взимания платы за негативное воздействие после внедрения НДТ Применение понижающего коэффициента, равного нулю

     

    Рисунок2Работа над справочниками НДТ, проводимая в Росстандарте в рамках технической рабочей группы № 10 (ТРГ 10) Бюро НДТ, позволила сформировать редакцию справочника. Применительно к очистке сточных вод городских поселений проведенное анкетирование предприятий водопроводно-канализационного хозяйства показало, что имеющиеся на водоканале технологии очистки сточных вод не предназначены для удовлетворения современных требований природоохранного законодательства, однако, базируясь на полученных данных, можно задать вектор развития технологий очистки, который позволит разивать технологии, а не уходить от имеющихся проблем любым законным и незаконным путем. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения ведет большую работу как в части создания отраслевых справочников НДТ, так и в части разрешении возможных противоречий предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов при переходе на новую систему нормирования. Для водоканалов НДТ определяются на основе интегральной оценки качества очищенной воды, рассчитываемого по величине семи целевых показателей: взвешенные вещества, БПК5, ХПК, азот аммонийных солей, азот нитратов, азот нитритов, фосфор фосфатов.

    Таблица 2. Данные анкетирования предприятий ВКХ. Материал подготовлен Д. А. Даниловичем и А. Н. Эповым, ТРГ-10 Бюро НДТ Росстандарт

    Показатели ОС с различной проектной производительностью, %
    более 300 тыс. м³/сут. 100−300 тыс. м³/сут. менее 100 тыс. м³/сут. в целом по всем группам
    Количество объектов, по которым учтены данные 20 ед. 30 ед. 150 ед. 200 ед.
    Имеют биологическую очистку 100 96,7 100 99,5
    Биологическая очистка осуществляется в аэротенках 100 100 95,6 96,7
    Биологическая очистка осуществляется в биофильтрах 0 0 4,4 3,3
    Применяется удаление азота (денитрификация) 20 16 14 15
    Применяется дефосфотация 10 10 8 8,5
    Имеют доочистку 20 29 31 29,6
    УФ-обеззараживание 25 30 18 20,5
    Обеззараживание хлором 35 32 28 29,3
    Обеззараживание гипохлоритом натрия 30 22 24 24,3
    Обеззараживание нехлорным реагентом 0 0 4 3,0
    Не имеют обеззараживания 10 16 26 22,9
    Аэробная стабилизация 20 16 24 22,4
    Анаэробное сбраживание 35 13 8 11,5
    Мехобезвоживание 80 71 31 41,9

     

    В целом концепция НДТ потенциально может решить ряд имеющихся проблем с качеством сточных вод предприятий при соблюдении следующих условий:

    • возможность учета состояния объекта воздействия вместо жесткой привязки нормирования к ПДК;
    • возможность оценки избыточного воздействия на водный объект от технологии, а не от ПДК;
    • свободный рынок возможных НТД, а не жесткая регламентация на уровне каталога;
    • развитие отечественного сегмента отраслевого технологического производства;
    • четкая корреляция НДТ централизованных систем водоотведения (ЦСВО) с НДТ для абонентов водоканалов;

    Следовательно, обязательно нужны ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ.

    При этом технологические нормативы направлены не только на качество итоговой очищенной воды, но и учитывают экономику процесса в полной мере. Следовательно, позиции технологического нормирования должны достаточно объективно отражать энерго- и ресурсоэффективность применяемого технологического решения. Однако, на наш взгляд, переход на НДТ может иметь как позитивные, так и негативные результаты.

     

    В контексте разрабатываемых справочников НДТ следует учитывать, что технологические подходы к очистке сточных вод, применяемые в России, не только не отличаются от подходов, внедренных за рубежом, но в отдельных случаях имеют более высокую экологическую результативность и экономическую эффективность. Многие НДТ, разработанные и используемые в государствах — членах ЕС, уже успешно применяются на российских предприятиях. Справочники НДТ создают информационную основу для внедрения системы нормирования на основе НДТ, стимулируют российские предприятия к снижению антропогенного воздействия на водные объекты, помогают российским компаниям вернуть утраченные за счет неоптимальной системы нормирования конкурентные позиции, способствуют импортозамещению. Мониторинг законопроектной деятельности в области перехода на технологическое нормирование на основе НДТ можно осуществлять, пользуясь сайтом http://www.burondt.ru/. Формирование и обнародование позиции профессионального сообщества по переходу на НДТ представлено на сайте РАВВ http:// www.raww.ru.

    Чрезвычайно актуальным вопросом для взаимодействия промышленных абонентов и предприятий ВКХ являются действующие Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее — Правила). В настоящий момент РАВВ во взаимодействии с РСПП ведет работу по учету взаимных интересов и корректировке пунктов Правил. Проблемой, и весьма серьезной, является факт суммирования санкций за превышение установленных показателей сточной воды. Разумеется, загрязнитель должен платить, но ситуация доводится до абсурда, когда абонент ЦСВО может получить платеж на уровне более чем стократного превышения. Мы полагаем, что требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения могут быть разделены на группы.

    Группа № 1. [вещества природного (естественного происхождения)]. Показатели данной группы оказывают негативное воздействие преимущественно в виде увеличения эксплуатационных расходов сооружений биологической очистки сточных вод. Состав группы: взвешенные вещества, БПК5, ХПК, азот общий, фосфор общий. По указанным показателям возможен учет максимальной кратности превышения.

    Группа № 2. Показатели данной группы оказывают негативное воздействие преимущественно на активный ил. Состав группы: соотношение ХПК/БПК, СПАВ анионные, СПАВ неионогенные, фенолы, нефтепродукты, хлор и хлорамины. По указанным показателям возможен учет в формуле максимальной кратности превышения.

    Группа № 3. Показатели данной группы оказывают негативное воздействие преимущественно на развитие коррозионных процессов в канализационных сетях. Состав группы: минерализация, сульфиды, сульфаты, хлориды. По указанным показателям возможен учет в формуле максимальной кратности превышения.

    Группа № 4. Показатели данной группы оказывают негативное воздействие преимущественно на осадок сточных вод. Состав группы: тяжелые металлы (цинк, хром общий, хром шестивалентный, ртуть, медь, кадмий, свинец, никель, мышьяк, железо) и алюминий. По указанным показателям возможен учет в формуле максимальной кратности превышения.

    Группа № 5. Показатели, не подлежащие классификации в рамках одной группы (показатели общего негативного воздействия). Состав группы: реакция среды (рН), температура, летучие органические соединения (ЛОС), жиры, полихлорированные бифенилы. По данным показателям учету в формуле подлежит кратность превышения по каждому из показателей, которая в итоге суммируется.

    Мы полагаем, что отдельно необходимо рассматривать вопрос о сокращении перечня производственных процессов (видов деятельности), при осуществлении которых абонент обязан обеспечивать локальную очистку сточных вод или выполнить иные мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований к составу и свойствам сточных вод. РАВВ комплексно работает в рамках рекомендаций по локальным очистным сооружениям, сертификации и приглашает к сотрудничеству соответствующих производителей. Действительно, РАВВ, объединяющая более 70% водоканалов РФ, в полной мере владеет пониманием ситуации как со стороны водоканалов, так и со стороны их абонентов. Нельзя сказать, что РАВВ своего рода третейский и/или независимый арбитр, но учесть взаимные интересы мы всегда готовы помочь. Для этой цели в рамках РАВВ действует Центр экспертиз, осуществляющий как консультирование, так и судебную и досудебную практику в части решения спорных вопросов водной отрасли.

    Кроме этого, нельзя не упомянуть о таком важном компоненте отраслевого развития, как подготовка кадров. Можно сколь угодно долго внедрять самые современные технологии, но с ними кто-то еще должен работать. В целях консолидации имеющегося опыта, а также для развития водной отрасли РАВВ совместно с Водоканалом г. Санкт-Петербурга запустили водный кластер. Этот проект направлен на решение множественных задач, стоящих перед водной отраслью, и акцентирован на программы развития отечественного производства, гармонизацию взаимоотношений водоканалов и абонентов, импортозамещение, кадровую политику. Таким образом, вопросы применения НДТ, совершенствования взаимодействия водоканалов и промышленных абонентов, кадровая подготовка, локальные очистные сооружения — это та платформа, где для РАВВ есть возможность плодотворного сотрудничества и выработки оптимальных решений.

    Скачать статью в pdf-формате: Наилучшие доступные технологии и технологическое нормирование как основы взаимодействия промышленных абонентов и водоканалов