Сегодня, 21 ноября
- (Нет мероприятий)
Ближайшие мероприятия
-
26 ноября - 28 ноябряСанкт-ПетербургФорум-выставка «Российский промышленник-2024»
-
17 декабря - 19 декабря
-
11 февраля 2025 - 14 февраля 2025
-
18 марта 2025 - 20 марта 2025МоскваВыставка Cabex
Экспертиза выведет коммунальные и энергетические тарифы на чистую воду
Внедрение единых форм экспертных заключений регулирующих органов, которые используются при установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – верный шаг к повышению прозрачности системы тарифного регулирования в России.
Такую оценку дают эксперты Института экономики естественных монополий РАНХиГС инициативе Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС), подготовившей соответствующий законопроект. В частности, высокую оценку получило предлагаемое раскрытие обоснований принимаемых регулирующими органами решений и сравнение показателей деятельности компаний, действующих в сопоставимых условиях.
Эксперты РАНХиГС отмечают, что подготовка детальных экспертных заключений по каждой регулируемой организации существенно повысит трудоемкость деятельности регулирующих органов. Но эти трудозатраты могут быть компенсированы за счет широкого перехода к регулированию на основе метода сравнения аналогов.
При этом специалисты Института экономики естественных монополий РАНХиГС считают нужным выделить отдельные элементы, учет которых в наибольшей степени соответствуют повышению уровня прозрачности крайне «темной» отрасли.
Так, в число основных положений экспертных заключений должны войти сведения об утвержденных инвестиционных и производственных программах, источники информации, на основании которой проводилась экспертиза, информация о применяемых индексах.
В число технико-экономических показателей, подлежащих экспертизе, должны войти плановые и фактические расходы организации, осуществляющей регулируемую деятельность; указание на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводится анализ; обоснование причин и ссылки на нормативные правовые акты и подтверждающие документы, на основании которых регулирующий орган принимает решение по каждому технико-экономическому показателю на уровне, отличном от предложения организации.
В этот список также предлагается включить сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, расходов по отдельным статьям, прибыли регулируемой организации по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, за все годы текущего долгосрочного периода, но не менее трех лет.
Эксперты РАНХиГС также указывают на необходимость конкретизации отдельных составляющих экспертных заключений. Это касается признаков сопоставимости условий деятельности и масштабов, в которых осуществляется сопоставление.
Для создания единых практик тарифного регулирования (в том числе для сравнения исключаемых затрат в различных регионах) целесообразно проводить подобные сравнения на уровне федеральных округов, страны или групп, принципы формирования которых опубликованы. Это повышает значимость развертывания ФГИС «Единая информационная система ФСТ России», необходимой для сравнения решений регулирующих органов различных субъектов РФ.
В свою очередь раскрытие технико-экономических показателей требует дополнений для применения метода сравнения аналогов. Такими показателями могут стать число точек поставки (для энергосбытовых компаний), число условных единиц используемых активов (для деятельности по передаче электроэнергии) и иные параметры, указанные в проекте постановления Правительства РФ.