подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 22 ноября

      (Нет мероприятий)
  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • Пилот да не тот: что не так с раздельным сбором отходов

    Пилотную проверку на готовность к осознанному раздельному сбору мусора мы проходим … не так чтобы очень хорошо. И тут, конечно, можно в очередной раз огульно махнуть: люди, мол, у нас такие-сякие, и вообще…

    А можно чуть подумать.

    Лужский разрез

    Состоялся недавно короткий разговор с хорошей знакомой из Луги.

    Спрашиваем: «Как там у вас с экспериментом по раздельному сбору мусора? В сети разное говорят…». А она отвечает: «Знаю, но лично я очень радуюсь: у нас стоит контейнер, мы туда пластиковые бутылки складываем – и чуточку приятней себя чувствуем. Всё-таки в хорошем деле участвуем. Моя мама, даже когда эти контейнеры не везде ещё были, специально отправлялась туда, где они стояли – у нас в семье так».

    Но решили поинтересоваться, как оценивает первый опыт раздельного сбора отходов Регоператор ТКО.

    И оказалось, что там про Лугу впечатления совсем другие. В полученном ответе — откровенная жалоба на лужан. Которые, как сообщается, в массе своей мусор разделяют из рук вон плохо, да ещё и контейнеры куда-то утаскивают.

    При этом каждый тип как бы отдельно собираемых отходов – а это пластик и стекло — содержит недопустимые для передачи в переработку объемы примесей совсем другого мусора. И теперь собранные отходы придётся опять сортировать, и только потом перерабатывать.

    Причём, так оно, вроде бы не везде.

    Регоператор даже особо подчеркнул, что в Кингисеппе и Ивангороде, к примеру, эксперимент по раздельному сбору даёт более позитивные результаты: здесь засор отходов составляет всего 4-5%, пластик и стекло напрямую направляется переработчикам.

    Опять же вот в Сланцах контейнеры для раздельного сбора отходов начали устанавливать. Посмотрим, как там люди поступать будут…

    Но неужели лужане — самые несознательные?

    «К сожалению, в данный момент, учитывая также пропажи контейнерных баков, опыт проекта по раздельному сбору в Луге нельзя назвать успешным. Мы призываем жителей поддержать инициативу губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, и ответственно отнестись как к сохранности баков, так и правильному складированию соответствующих отходов. Полученный опыт в рамках пилота ляжет в основу принятия решения о дальнейшем масштабировании в других районах области» – говорит генеральный директор регионального оператора Ленобласти Антон Бучнев.

    И тут у нас какой-то когнитивный диссонанс случился. Ведь точно никто с нами не лукавит – ни знакомая, ни гендиректор… Фото опять же… А говорят разное!

    Надо разобраться.

    Информация к размышлению

    И только мы решили разобраться, как нам на редакционную почту пришло ещё одно письмо. Милый такой пресс-релиз одного предприятия в Ленинградской области, в котором указывается, что оно, предприятие это, за всё хорошее, а потому приглашает жителей региона… привозить им пластиковые бутылки. Ну, а чего: раздельный сбор отходов – это же тренд!

    В самом начале декабря минувшего года доктор технических наук Леонид Вайсберг без обиняков высказывал нам свою позицию:

    «Все очень просто. Все эти … хотят без малейших усилий и затрат продавать мусор и зарабатывать на этом, а всю работу за них делаем мы с вами. Мы отсортируем, мы принесем, а эти псевдо-экологи за это получают деньги. Это очень выгодная схема»…

    Мухи — отдельно, котлеты – отдельно

    И всё же попытаемся разобраться. Можно ли утверждать, что раздельный сбор мусора – это сплошная бизнес-идея, завёрнутая в экообёртку? Мы – не академики, мы так жёстко говорить не возьмёмся. Более того, наше уже вполне себе экологическое воспитание – кто ж не хочет поберечь природу? – прямо сопротивляется такому взгляду на вещи.

    Но то, что бизнес-интересы здесь — очень близко, это очевидно.

    А раз так, значит, выплывает закономерный вывод: если переработка мусора – это бизнес, то производителя вторсырья, то есть нас с вами, нужно действительно как-то включать в мотивационную цепочку.

    Или, как минимум, не утруждать.

    А, извините, не эксплуатировать добрые чувства, и не приглашать за свой счёт везти отходы на переработку.

    Если же речь идёт о том, чтобы реализовать масштабный проект по быстрому и решительному избавлению от мусорных безобразий в масштабах всей страны, и для этого требуется помощь всего населения – так надо так и говорить.

    И не жаловаться на чью-то несознательность. Причём, важно понимать: если речь идёт о помощи – то она ведь только добровольная должна быть. Может быть, всё-таки попробовать заявительный вариант: есть заявка из двора, ставится особый контейнер. Нет – ну… работайте с людьми, разъясняйте. Мотивируйте, в конце концов!

    Только не ставьте перед фактом, как в том анекдоте: «Хватит жить, как попало, будете жить, как придётся».

    В чистом остатке

    В сухом, — то есть чистом – остатке у нас получается следующее.

    Есть факт: по предварительным оценкам, только по Санкт-Петербургу и Ленинградской области понадобится более 1,5 млрд рублей на то, чтобы установить контейнеры для раздельного сбора отходов.

    Есть логика: обеспечить масштабную и качественную переработку отходов «в ноль» могут только крупные современные предприятия-переработчики. А, как напоминал тогда же, в декабре, Юрий Шевчук, председатель общественного экосовета при губернаторе Ленинградской области.

    «Чем богаче руда, тем выгоднее ее перерабатывать – это вам любой горняк скажет. Так и с мусором. Многие технологии предусматривают переработку богатых различными фракциями отходов, а не отдельных отсортированных фракций. учитывать».

    Может, надо ещё хорошо подумать и посоветоваться с инвесторами и специалистами: а на какое сырьё переработчики рассчитывают? Точно им нужно по дороге пластик со стеклом терять?

    А экологической ответственности наших хороших людей — и в Ленинградской области, и везде – просто дать возможность реализовываться чаще и системнее. И рядом с домом, и в лесах. и на водоёмах.

    Да, это совсем другая работа. Зато – без диссонанса.

    Материал https://online47.ru/