Сегодня, 21 ноября
Ближайшие мероприятия
-
21 ноября / 10:00 - 18:00
-
26 ноября - 28 ноябряСанкт-ПетербургФорум-выставка «Российский промышленник-2024»
-
17 декабря - 19 декабря
-
11 февраля 2025 - 14 февраля 2025
-
18 марта 2025 - 20 марта 2025МоскваВыставка Cabex
Инновационные инженерные решения для реализации «дорожной карты» по повышению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
В.С. Казейкин, член Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ
В.А. Петров, руководитель инновационной группы АО «НПП «Интеграл»
В принятых «Плане мероприятий (дорожная карта) по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений» и «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» актуализируются вопросы ресурсосбережения и формулируются конкретные направления разработки инновационных решений для их инженерного претворения и последующего практического использования.
В статье приводится информация о разработках и новых выпускаемых изделиях, которые наряду со своей уникальностью позволяют технически реализовать многие процедуры, направленные на инженерные методы снижения ресурсопотребления зданий, строений и сооружений.
Распоряжением Правительства РФ № 1853-р от 2 августа 2016 года был утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, который ориентирован на обеспечение рационального использования энергетических ресурсов, снижение платежной нагрузки на население за коммунальные услуги и решение проблемных вопросов повышения энергетической эффективности зданий на различных этапах их жизненного цикла.
В России, по заключению Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), на первое место в инновационной деятельности вышли проекты, относящиеся к энергетике и энергосбережению. Несмотря на определенные риски [1] в инновационной деятельности, именно инновации помогают предприятиям занять лидирующую позицию в сфере энергосбережения.
Впервые понятие «поведенческой модели ресурсосбережения» (ПМР) как инновационной модели было сформулировано на VI съезде лидеров «ОПОРЫ РОССИИ», проходившем в 2015 году в Казани.
Само понятие «поведенческая модель» охватывает мотивации целевой аудитории, направленные на активное участие на рынке коммунальных и жилищных услуг, в том числе для обеспечения эффективного использования энергоресурсов на основе применения инновационных технологий.
Модель предполагает использование как математического аппарата (алгоритмов) для описания поведенческих функций различных групп участников со своими мотивациями, так и необходимый инструментарий, с помощью которого могут выполняться меры воздействия для практической реализации ресурсосбережения. В состав инструментария в обязательном порядке должны входить технические средства, являющиеся продуктом инженерной мысли, например, новейшие приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, с помощью которых реализуются отдельные процедуры поведенческих действий, а также правовые основы их использования, изложенные в федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации.
В рассматриваемой ПМР под ресурсами, в широком смысле, понимаются как энергетические ресурсы, в том числе коммунальные (электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, водоотведение и теплоснабжение), так и природные и человеческие ресурсы, а также финансовые ресурсы, являющиеся мерой эффективности выполнения процедур ресурсосбережения.
В соответствии с Поведенческой моделью Фогга (Fogg Behavior Model, или FBM), используемой в дизайне лендинга, результатом исполнения поведенческой модели является поступок его участника, который складывается из трех факторов: мотивации, способностей, стимула.
В случае ПМР необходимо также добавить инструментарий, который обеспечивает успешность выполняемых процедур в рамках достижения определенного уровня ресурсосбережения. Если сильная мотивация способствует достижению желаемого, а способности упрощают решение задачи достижения желаемого стимула, то инструментарий гарантирует получение необходимого результата и защищает участника в рамках правового поля.
Таким образом, имеются четыре фактора ПМР — мотивация, способности, стимул и инструментарий. Все они тесно связаны с социально-экономической значимостью модели.
Наиболее высокий уровень социальной напряженности, по мнению ВЦИОМ, имеет место в сфере ЖКХ, а недостаточная эффективность проводимых мероприятий в рамках ресурсосбережения приводит, с точки зрения экономических показателей, к высоким энергозатратам в экономике Российской Федерации и значительным уровням потерь энергоресурсов, которые превосходят аналогичные показатели большинства государств Запада.
Поскольку жилищное строительство было и продолжает оставаться локомотивом развития отрасли и экономики России в целом, необходима согласованная политика всех ее участников на этапах жизненного цикла зданий строений и сооружений. В настоящее время население фактически обеспечивает финансирование жилья на всех стадиях его жизненного цикла (рис. 1) многоквартирного дома (МКД), реализуя тем самым основные принципы — самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморазвития и саморегулирования.
Диаграмма (рис. 1), разработанная Национальным объединением проектировщиков в 2014 году, выполнена с учетом стоимости совокупных затрат на разных стадиях жизненного цикла МКД. Кстати, именно на стадии эксплуатации формируются, наряду с высокими затратами, высокие показатели дебиторской задолженности населения за потребляемые ресурсы.
Основным фактором роста объемов жилищного строительства является заинтересованность и участие населения в инвестировании жилищного строительства. Особую актуальность этому процессу придает стремление населения через инвестирование в строительство улучшить свои жилищные условия и сохранить имеющиеся сбережения.
Однако технологическая отсталость отрасли, энергозатратность, высокий расход материалов, неэффективное государственное регулирование, недостаточный уровень комфортности и низкое качество строящегося жилья являются сдерживающими факторами развития строительного комплекса и экономики страны. Следствием этого является то, что массового внедрения инноваций в отрасли не происходит по ряду причин. Это недостаточный рыночный спрос на инновационные решения, высокая степень изношенности производственных мощностей и дорогие кредиты на их модернизацию.
В связи с этим важнейшей задачей является применение инновационных технологических моделей [2], технических решений и материалов, направленных на ресурсосбережение и снижение энергоемкости производства, а результатом таких инноваций для человека должна стать безопасная и комфортная среда жизни и деятельности, соответствующая высоким стандартам и, способствующая повышению качества жизни и деятельности граждан с различным уровнем доходов и потребностей.
Под ресурсосбережением, в широком смысле этого слова, понимаются такие процедуры, как экономия, сомоограничение и принудительное ограничение (частичное или полное), причем последнее может осуществляться на досудебной или судебной стадиях при рассмотрении работы с дебиторской задолженностью за услуги ЖКХ.
Все участники сферы ЖКХ, например, в той или иной мере, в силу менталитета и своих обязанностей, по-своему настроены на реализацию поведенческих функций в модели ресурсосбережения.
Весьма показательным фактом в этой модели является «дерево проблем» (рис. 2).
Исходя из обозначенных на рис. 2 проблем, постараемся ответить на некоторые из них и предложить конкретные решения для их устранения.
По официальным данным Минстроя России (www.minstroyrf.ru), в стране 2,5 млн многоквартирных домов (МКД) обслуживают 15 тыс. управляющих организаций (УО). Общий годовой доход оценивается в 2,5 трлн руб., из них 500 млрд — выручка УО и 2,0 трлн — транзитные платежи коммунальщикам.
На данном фоне в соответствии с этими показателями существует проблема — вопрос задолженности в сфере ЖКХ в контексте сравнительной дифференциации потребителей и их долгов с целью актуализации обозначенной проблемы и необходимости более детального рассмотрения инструментария, предназначенного для учета и управления ресурсопотреблением.
По официальным данным Национальной службы взыскания (НСВ), долги россиян за ЖКУ по состоянию на конец 2016 года впервые в истории превысили 1 трлн руб. По данным НСВ около 40% долга приходится на неплатежи за отопление и горячую воду, 25% — за газ, 20% — за электроэнергию, 15% — за холодную воду, ремонт, уборку и вывоз мусора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») определены виды коммунальных ресурсов, которые могут быть ограничены (частично или полностью) потребителям при наличии у них задолженности. Нужно отметить, что условием полноценного использования этих Правил является наличие технических возможностей для реализации процедур ограничения. К сожалению, в связи с недостаточной осведомленностью и отсутствием информации большинство представителей РСО, УО и экспертов в качестве таких технических средств называют только полное отключение электроэнергии и перекрытие водоотведения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 2446-р принята Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», где сформулированы основные задачи по переходу к рациональному использованию энергетических ресурсов. Эта программа является логическим продолжением Федерального закона № 261ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности …».
В настоящий момент вопросы энергоэффективности и энергосбережения становятся также актуальными в связи с принятием «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ № 80-р от 26.01.2016 г.), в которой предусматривается:
…совершенствование порядка ограничения предоставления коммунальных ресурсов (услуг), в т. ч. упрощение порядка извещения потребителя-должника о введении режима ограничения …, расширение перечня оснований для введения ограничения (предоставления) коммунальной услуги…
…совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг… установление ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение… исполнение требований законодательства РФ о включении автоматизированной системы учета потребления коммунальных ресурсов (услуг) в состав обязательного оборудования при проектировании и строительстве многоквартирных домов.
…решить вопрос о праве собственности на такой прибор учета… проработать вопрос об унификации способов передачи показаний приборов учета в ресурсоснабжающую организацию.
…продолжение реализации мер, направленных на повышение платежной дисциплины при поставке коммунальных ресурсов (услуг), в т. ч. введение санкций за неплатежи по всей цепочке поставки ресурса (услуги) от производителя до конечного потребителя (жителя), включая всех посредников и перепродавцов.
Рассмотрим инновационные решения [3] для сферы ЖКХ и эффективность их использования в Москве и Московской области (МО) [4].
Для систем холодного (ХВС) и горячего (ГВС) водоснабжения разработаны [3] новые изделия для управления подачей воды холодной (ХВС) или горячей (ГВС), выполненные с защитой от несанкционированного доступа — устройства управления водоограничением (устройства УВО), представленные на рис. 3. Такие изделия наиболее удобно эксплуатировать при горизонтальной системе разводки ГВС и ХВС.
Для защиты от несанкционированного доступа устройства УВО имеют в наличии запирающий элемент с магнитным «секретом». Только с использованием соответствующей специальной головки (на всех рисунках показана над самими изделиями) возможен процесс отпирания/запирания запирающего элемента шарового крана. ГВС и ХВС устройства УВО перед шаровым краном имеют встроенный фильтр грубой очистки. Конструктивное исполнение устройств УВО позволяет осуществить несколько ступеней ограничения или полное отключение водоснабжения. Механизм доступа также закрывается колпачком (синего цвета для холодной воды и красного для горячей воды), который, в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, пломбируется. Заглушка фильтра грубой очистки также пломбируется. В УВО для ХВС в шаровом кране кроме основного отверстия выполнено дополнительное отверстие малого диаметра, ось которого перпендикулярна основному. При таком варианте расход холодной воды составляет примерно 40 л/час, что обеспечивает значительное снижение уровня бытового комфорта, при котором стиральная машина не работает, а достижение нужного объема холодной воды требуется длительное время.
Правительством РФ утверждены правила предоставления водоснабжения и водоотведения, которые конкретизируют и регулируют отношения, возникающие между потребителями и поставщиками, в т. ч. исполнителями коммунальных услуг (ИКУ ). Полномочия собственников жилых помещений и УО закреплены в ст. 4 Федерального закона за № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении». В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации (ПП РФ № 167 от 12.02.1999 г.) также приведены понятия границ эксплуатационной ответственности, в качестве которой признается линия раздела элементов систем водоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности.
В соответствии с этими правилами на рис. 4 приведена схема водоснабжения МКД с наглядным разделением зон ответственности потребителя и исполнителей коммунальных услуг.
Границей ответственности за эксплуатацию инженерных сетей, устройств и оборудования между общим имуществом в МКД и личным имуществом — помещением собственника в системах отопления, горячего и холодного водоснабжения является: отсекающая арматура (первый вентиль) от стояковых трубопроводов, расположенных в помещении (квартире). Также, в соответствии с ПП РФ № 354, определены основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, в соответствии с которыми ИКУ, при наступлении соответствующих условий, имеет право на временное отключение ГВС и ограничение ХВС. Все расходы по организации ограничения (полного/частичного) и последующего востановления подачи ХВС и ГВС в соответствии с ПП РФ № 491от 13.08.2006 г. ложатся на потребителя-неплательщика.
Предлагаемые УВО можно эффективно использовать при горизонтальной системе разводки коммуникаций водоснабжения, а также в муниципальном жилье при наличии вертикальной системы разводки коммуникаций. Наилучшим результатом использования УВО на стадии эксплуатации является оснащение МКД ими при строительстве при наличии горизонтальной разводки, которая имеет много преимуществ перед вертикальной. В основе применения на практике УВО к потребителям-должникам за ЖКУ лежит принцип снижения уровня бытового комфорта, что является движущей силой быстрейшего погашения дебиторской задолженности. Поскольку плата за холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется одному и тому же поставщику, то это реальный механизм воздействия на должника за эти ресурсы, которые составляют примерно около 10% в общей сумме неплатежей. Аналогично для горячего водоснабжения и отопления (один и тот же поставщик), а это в общей сумме долгов составляет примерно 40%, осуществляя отключение горячей воды с помощью УВО, можно воздействовать на потребителя-должника за эти услуги.
С практическими результатами использования устройств УВО с целью эффективного погашения потребителями-должниками их дебиторской задолженности за ЖКУ, выполненными одной из управляющих компаний в Москве, можно познакомиться в [4].
Первые упоминания о новых устройствах управления подачей электроэнергии можно найти в [5, 6]. Кроме того, в [3] описаны основные группы данных изделий (устройства управления токоограничением и электросчетчики с функцией ограничения мощности), позволяющие реализовать процедуры введения ограничения на практике, причем во всех из них предусмотрены система защиты от несанкционированного доступа и возможность их пломбирования. В основе выпускаемых для этой цели устройств лежат патенты РФ [7, 8, 9, 10].
В устройствах токоограничения (УТО) реализованы различные варианты исполнения, в т. ч. автономные [7, 8], имеющие встроенное реле для управления подачей электроэнергии, и предназначенные для разных исполнителей [3, 4, 6] этих процедур. Другой группой являются УТО, коммутируемые с электросчетчиками [10], которые также служат для управления подачей электроэнергии, но исполнительным устройством в них является внешнее устройство защитного отключения (УЗО). Управление данными устройствами токоограничения осуществляется с помощью инфракрасных пультов.
С практическими результатами использования устройств УТО с целью воздействия на потребителей-должников за ЖКУ, выполненными одной из управляющих компаний в Москве, можно познакомиться в [4].
Другим примером использования устройств группы УТО и УВО является также работа управляющей компании (УК) в пос. Новосиньково Дмитровского района Московской области. Результаты работы с должниками этой УК с использованием устройств УТО и УВО приведены в [4]. В основе разработанных устройств УВО лежат патенты РФ [11, 12, 13].
Особую группу инновационной продукции составляют новые электросчетчики [3], которые могут быть установлены в МКД при строительстве. Следует отметить их основные преимущества по сравнению с аналогами.
В счетчиках предусмотрена возможность установки максимального значения потребляемой мощности, при превышении которой встроенное реле отключает подачу электроэнергии, что обеспечивает дополнительную защиту на случай несрабатывания автоматического выключателя (АВ) или автоматического выключателя дифференциального тока (АВДТ) в экстренных ситуациях. Это единственные в своем роде приборы учета потребления электроэнергии с такой функцией и не имеют аналогов в отечественной и мировой практике.
Главное отличие от всех существующих систем введения лимита мощности потребления с помощью новых приборов учета потребления электроэнергии с функцией ограничения мощности [3] состоит в том, что в процессе эксплуатации уполномоченные лица прямо на месте их эксплуатации могут использовать ИК-пульт, чтобы устанавливать режимы ограничения или отключения электрической энергии потребителю (без изменения параметров работы счетчика). В этом случае предусмотрено несколько степеней защиты от несанкционированного доступа как при работе с ИК-пультом, так и для перехода в режим программирования лимита мощности [3]. Другим преимуществом этих электросчетчиков является то, что установку ограничения мощности можно использовать в отсутствии автоматизированной системы коммерческого учета энергопотребления (АСКУЭ). При превышении установленного лимита счетчик осуществляет отключение электроэнергии и далее самостоятельно трижды осуществляет попытку подключения на случай снятия лишней нагрузки. В случае, когда лишняя нагрузка снята, автоматически осуществляется подача электроэнергии при том же установленном лимите мощности. Возврат к нормальной подаче электроэнергии после отключения, вызванного превышением установленного лимита ограничения, потребитель может выполнить самостоятельно, отключив лишнюю нагрузку и нажав специальную кнопку на передней панели счетчика.
Электросчетчики с функцией ограничения мощности могут использоваться как для работы в рамках системы АСКУЭ, так и в разработанной «Комплексной системе учета контроля и управления ресурсопотреблением» (рис. 5) [14]. Такие системы должны закладываться на стадиях проектирования и устанавливаться при строительстве, что впоследствии обеспечит полноценное осуществление ограничения (частичного и полного) подачи ресурсов потребителям-должникам за ЖКУ, причем не затрагивая интересов добросовестных плательщиков.
Особенности предлагаемой системы [14] заключаются в том, что с помощью системы АСКУЭ и приборов учета коммунальных ресурсов отслеживается количество потребленных ресурсов (электроэнергия, ХВС, ГВС, газ, тепловая энергия). Потребитель информируется о количестве потребленных ресурсов с расшифровкой по видам и сумме, необходимой к оплате в письменном либо электронном виде. При игнорировании выставленного счета (превышении заданного отрицательного баланса) к потребителю может быть применено ограничение потребляемой электрической мощности до низкокомфортного лимита как в автоматическом, так и в ручном режиме. Введение лимитов мощности потребления индивидуально для каждого потребителя в предлагаемой «Комплексной системе учета, контроля и управления электропотреблением» также осуществляется в рамках действующего ПП РФ № 354. Условия введения ограничения подачи электроэнергии при наличии задолженности по всем или части потребленных ресурсов утверждаются собранием собственников МКД или протокольным решением администрации муниципального органа и ресурсоснабжающей организации (РСО).
Предлагаемая нами «Комплексная система учета контроля и управления ресурсопотреблением» [14] позволяет решать поставленные в «Стратегии развития ЖКХ РФ…» задачи по повышению платежной дисциплины. Выполняемые с ее помощью процедуры позволяют воздействовать на потребителя-должника на начальных стадиях появления у него дебиторской задолженности за ЖКУ, не дожидаясь формирования ее большого размера. По этой причине такая система является самым эффективным инструментарием в «поведенческой модели» ресурсосбережения с целью возврата дебиторской задолженности за ЖКУ на досудебной стадии.
В последнее время профессиональным сообществом обсуждается предложение Минстроя и ЖКХ РФ о переходе на прямые договоры населения с РСО. Такое предложение связано с высокими уровнями задолженности в сфере ЖКХ. По нашему мнению, наиболее важным вопросом при этом являются не особенности взаимоотношений участников рынка, а формирование нормальной системы учета, контроля и управления ресурсопотреблением, предложенной нами в «Комплексной системе учета, контроля и управления ресурсопотреблением» [14]. Такая комплексная система может служить основой реализации так называемой модели интеграционных платежей за услуги ЖКХ по методу «одного окна» (рис. 6), ранее описанной нами в работах [15, 16]. Применительно к предлагаемой «Комплексной системе» ниже приведена Инновационная модель интеграционных платежей за услуги ЖКХ по методу «одного окна», которая, по нашему мнению, наилучшим образом не только отражает предлагаемую систему, но и соответствует нынешней ситуации на рынке платежей в сфере ЖКХ с точки зрения ее оптимизации и прозрачности.
Причиной высоких показателей ресурсопотребления в бюджетной сфере является недостаточное внимание, по нашему мнению, роли «человеческого фактора». Если в № 261-ФЗ изначально было рекомендовано назначать ответственных за энергосбережение при объеме потребления энергетических ресурсов свыше 10 млн рублей, то с 2016 года этот показатель увеличен до 50 млн рублей. На практике фактически такая категория ответственных в большинстве бюджетных и государственных (муниципальных) учреждениях отсутствует. В учреждениях образования, например, эти функции выполняют коменданты, технические работники или охранники, причем зачастую по собственной инициативе.
В «Методических рекомендациях по расчету эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности», представленных на сайте Минстроя и ЖКХ РФ (http://www.minstroyrf.ru/docs/11291/), на 1-м этапе мероприятий предлагаются ключевые мероприятия по энергосбережению в общественных и жилых зданиях, где одной из существенных «активных» мер называется использование индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). По нашему мнению, немаловажной «активной» мерой для бюджетной сферы в плане энергосбережения может стать управление подачей электропотребления, которое может быть реализовано с помощью еще одного технического решения [17], с помощью которого можно осуществлять управление подачей электроэнергии, ограничивая (частично или полностью) потребляемую мощность в определенные интервалы времени. Это устройство — устройство токоограничения универсальное (УТОУ) снабжено часами реального времени и таймером, что позволяет прямо на месте его установки устанавливать лимиты мощности в любом из шести в течение суток интервалов времени с помощью инфракрасного пульта. Такие УТОУ [17] предназначаются в первую очередь государственным и бюджетным организациям, когда можно, в зависимости от режимов их работы, устанавливать ограничения подачи электроэнергии в выбранные интервалы времени с заданными лимитами потребляемой мощности. При эксплуатации вся работа УТОУ осуществляется автоматически по запрограммированному алгоритму. Подобные устройства на отечественном и мировом рынках также отсутствуют.
С помощью УТОУ на стадии эксплуатации автоматически осуществляются процедуры введения ограничения (частичного или полного) подачи электроэнергии в задаваемые интервалы времени. УТОУ устанавливается в электрической цепи перед потребителями электроэнергии. Установка устройства производится на DIN-рейку в стандартном электрощитовом оборудовании или в отдельном боксе, который пломбируется для защиты от несанкционированного доступа. УТОУ имеет возможность осуществлять ограничение по потребляемому току путем отключения подачи электроэнергии при превышении установленного лимита мощности с помощью встроенного реле. Операции по введению определенной ступени ограничения или полному отключению электроэнергии осуществляются с помощью ИК-пульта лицами, ответственными за энергосбережение на каждом конкретном объекте. В УТОУ также предусмотрена возможность установки максимального значения потребляемой мощности, при превышении которой встроенное реле отключает подачу электроэнергии, что обеспечивает дополнительную защиту на случай несрабатывания АВ или АВДТ в аварийных случаях. Это единственное в своем роде устройство с такой функцией и не имеет аналогов в отечественной и мировой практике. УТОУ предусматривает возможность автономной (самостоятельной) работы устройства без необходимости наличия в цепи других устройств измерения тока (электросчетчики и т. п.), поскольку имеет собственную систему индикации значений напряжения, тока и мгновенной мощности. УТОУ с установленными режимами ограничения мощности после отключения, вызванного превышением установленного лимита ограничения, можно вернуть к подаче электроэнергии, выполнив отключение лишней нагрузки и нажав специальную кнопку на передней панели устройства. УТОУ при превышении установленного лимита осуществляет отключение электроэнергии и далее самостоятельно трижды осуществляет попытку подключения на случай снятия лишней нагрузки. В случае, когда лишняя нагрузка снята после нажатия этой кнопки, автоматически осуществляется подача электроэнергии при том же установленном лимите мощности. В основе работы УТОУ лежит патент РФ [17].
Предлагаемые инновационные инженерные решения, по нашему мнению, должны быть в обязательном порядке закреплены в соответствующих СНИПах и требованиях к конструкторской документации к инженерным системам в сфере строительства и рекомендованы к обязательному применению.
Комплексное использование всех групп инновационных изделий, созданных инженерной мыслью, в том числе перечисленных выше, при повсеместном оснащении зданий на стадии строительства позволит в рамках ПМР решать обозначенные задачи ресурсосбережения на стадии эксплуатации, а их использование будет способствовать достижению необходимых социально-экономических показателей в рамках мероприятий, сформулированных в «дорожной карте».
Литература
- Каплоухий С. А., Петров В. А. Инновации — это всегда риски. — Время инноваций, № 1-2 (16) 2015 г., с. 38–39.
- Петров В. А. «Интеграл» — технология успеха. — Региональная энергетика и энергосбережение, № 2, 2015 г., с. 41.
- Петров В. А. Исполнители коммунальных услуг — решающее звено в вопросах повышения платежной дисциплины населения за услуги ЖКХ. — ЖКХ mix, № 1 (17), 2012 г., с. 40–45.
- Петров В. А. Опыт использования устройств управления ограничением коммунальных ресурсов с целью воздействия на должников за ЖКУ и повышения платежной дисциплины в рамках «Стратегии развития ЖКХ РФ до 2020 года». — ЖКХ mix, № 2 (34), 2016 г., с. 44–47.
- Петров В. А., Светлов С. Е. Эффективный способ воздействия на неплательщиков жилищно-коммунальных услуг. — ЖКХ mix, № 1 (13), 2011 г., с. 10–12.
- Петров В. А., Петрова Е. В. Управление ограничением и приостановлением коммунальных услуг в системе ЖКХ. — ЖКХ mix, № 2 (18), 2012 г., с. 20–23.
- Патент РФ № 2499267 на изобретение «Устройство управления токоограничением», приоритет 23.04.2012 г.
- Патент РФ № 132632 на полезную модель «Устройство управления токоограничением», приоритет 12.02.2013 г.
- Патент РФ № 143605 на полезную модель «Устройство управления токоограничением коммутируемое», приоритет 05.02.2014 г.
- Патент РФ № 163637 на полезную модель «Устройство управления токоограничением (ограничением мощности) встроенное», приоритет 12.08.2015 г.
- Патент РФ № 143769 на полезную модель «Устройство управления водоограничением», приоритет 11.03.2014 г.
- Патент РФ № 154061 на полезную модель «Устройство управления водоограничением», приоритет 06.05.2015 г.
- Патент РФ № 151471 на полезную модель «Устройство управления водоограничением комбинированное», приоритет 08.10.2014 г.
- Казейкин В. С., Петров В. А. Комплексная система учета, контроля и управления ресурсопотреблением — Вестник Российского союза строителей, № 5, 2016 г., с. 34–35.
- Барсуков И. Б., Петров В. А., Петрова Е. В. Современное состояние системы оплаты за услуги ЖКХ по методу «одного окна». — Энергетика. Энергосбережение. Экология, № 28, 2012 г., с. 29–36.
- Петров В. А., Петрова Е. В. Инновационная модель интеграционных платежей за услуги ЖКХ по методу «одного окна». — ЖКХ mix, № 1 (29), 2015 г., с. 49–56.
- Решение о выдаче Патента РФ на полезную модель «Устройство токоограничения универсальное» от 26.12.2016 г., приоритет 25.04.2016 г.
Скачать статью в pdf-формате: Инновационные инженерные решения для реализации «дорожной карты» по повышению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений