подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69

Почему приказ «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» — это движение назад, в прошлый век?

В. И. Ливчак, член президиума НП «АВОК»

А. С. Горшков, директор учебно-научного центра «Мониторинг и реабилитация природных систем» ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Минстроем РФ наконец-то представлен проект Приказа «Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 января 2011 г.  № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий и Требований к правилам определения класса энергоэффективности» должен вступить в действие еще в апреле 2011 года. Отставание более чем в шесть лет свидетельствует о том сопротивлении, которое присутствует в исполнительных органах  власти против повышения энергетической эффективности строящихся и эксплуатируемых зданий, вопреки Указу Президента России от 04 июня 2008 года № 889 о снижении к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и цитируемому ППРФ № 18 (вышедшем также спустя более двух лет после указа!) о снижении к 2020 году энергопотребления зданий на 40%.

В рамках данного исследования рассмотрим основные положения представленного проекта Приказа и его несоответствие требованиям действующего законодательства.

В соответствие с ППРФ № 18 приказом должны быть установлены базовые требования энергетической эффективности зданий, после утверждения которых требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, не реже одного раза в 5 лет: с 1 января 2011 года (на период 2011–2015 годов) — не менее чем на 15% по отношению к базовому уровню; с 1 января 2016 года — не менее чем на 30% и с 1 января 2020 года — не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню.

Неясно, зачем такая бюрократическая иерархия, если базовый для сравнения год обозначен в цитируемом указе Президента, а нормируемые к тому времени требования энергетической эффективности зданий сформулированы в действовавшем тогда СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (таблицы 8 и 9) становятся теперь базовыми? В результате, достигнув в 2003 году показателей энергоэффективности зданий, близких к аналогичным показателям в странах Европейского союза и Северной Америки [1], мы остановились на месте, в то время как указанные выше страны с тех пор провели 2–3 волны повышения энергоэффективности строящихся и, что поражает масштабностью, — эксплуатируемых зданий.

О возможности достижения в нашей стране реальных показателей повышения энергетической эффективности зданий продемонстрировала Москва. В [2] показано, как Правительство Москвы, ответив на указ Президента России, 5 октября 2010 года, до  Постановления Правительства РФ № 18, своим Постановлением № 900-ППМ «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в г. Москве», при проектировании нового строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых и общественных зданий утвердило снижение с 01.10.2010 г. нормируемого удельного потребления тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электрической энергии на освещение помещений общедомового назначения, на силовые установки лифтов и систем инженерного оборудования на 25% по сравнению с действующими по СНиП 23-02-2003 нормами, с одновременным повышением теплозащиты этих зданий.

Постановлением Правительства Москвы от 03.10.2011 г. № 460-ПП подтверждено, что «в результате модернизации производственной базы индустриального домостроения достигнуто производство трехслойных панелей наружных стен и окон с повышенными теплотехническими показателями — приведенным сопротивлением теплопередаче наружных стен более 3,5 м2·°С/Вт, а оконных и дверных блоков из ПВХ-профилей с двухкамерными стеклопакетами — более 0,8 м2·°С/Вт», удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирных домов не превышает 71 кВт·ч/м2 в год при ГСОП = 4943 градусо-суток (базовое значение этого показателя по МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормы тепло-водо-электроснабжения» составляло 95 кВт·ч/м2).

 

Что же предлагает столь ожидаемый проект Приказа Минстроя? К сожалению, одни разочарования.

Во-первых, вопреки здравому смыслу и по непонятной причине для многоквартирных домов разделяется нормирование удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию: с одной стороны — на этапах проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных зданий, где он устанавливается применением удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, размерностью Вт/(м3·°С), а с другой стороны — в процессе эксплуатации по удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, размерностью кВт·ч/м2.

Такое разделение является нарушением «Правил установления требований энергетической эффективности для зданий…», утвержденных ППРФ № 18, во исполнение которого подготовлен анализируемый приказ. В соответствии с п. 7 этих Правил «К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относится, в том числе: а) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, строений, сооружений…», а не принятая в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий, актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» и перенесенная в этот приказ удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

Более того, эти два показателя не стыкуются между собой, потому что удельный годовой расход энергетических ресурсов (более правильно тепловой энергии) на отопление и вентиляцию отнесен к единице площади квартир или полезной площади помещений общественного здания [или к их отапливаемому объему (формулировка СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» п. 2 Приложения Б Термины и определения, в дальнейшем это определение было повторено в ГОСТ 31427-2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности»)]. А удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию относится к единице площади или к единице отапливаемого объема всего здания, измеренные в пределах внутренних поверхностей наружных стен.

Как показано в [3] при анализе типовых проектов МКД московских серий, сумма площадей этажей здания в 1,35–1,5 раза больше суммы площадей квартир, потому что площадь этажа, помимо площади квартир, расположенных на нем, включает площадь лестнично-лифтового узла с межквартирными коридорами и площадь перекрытий, на которые опираются все внутренние стены. Соответственно, при делении на большую площадь получится настолько же ниже удельная величина теплопотребления. Поэтому заложенная в таблицах Приложения 1 и 2 проекта Приказа эта заниженная величина позволяет, не выполняя никаких энергосберегающих решений, пересчитать расчетное теплопотребление здания на единицу его объема и получить на бумаге повышение энергоэффективности как минимум на 35% без снижения фактически израсходованной энергии на отопление.

В дополнение к этому в изменениях №1 к СП 50.13330.2012, пункт 5.2, предложенных авторами данного Свода правил, предлагается снизить базовые значения сопротивления теплопередаче наружных ограждений, внесенные еще в 1995 году в СНиП II-3-79*, для стен на 37%, для остальных ограждающих конструкций (кроме светопрозрачных) на 20% «при условии выполнения требования п. 10.1 к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по методике Приложения Г». А при таком виртуальном повышении энергоэффективности, получаемом за счет деления рассчитанного теплопотребления на большую площадь, такое снижение сопротивления теплопередаче ограждений против базовых значений будет в априори. Это подтверждается примером из Приложения П СП 50, результаты которого приведены в Обоснованиях, — отсюда и следует движение назад, т. е. в прошлый век!

Вообще, не понятно, почему в рассматриваемом проекте приказа  используются материалы раздела 10 СП 50 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», который был исключен из данного СП как обязательный по Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь имеет место недоработка Минстроя — раздел из СП 50 исключили, а поручение о более квалифицированной разработке такого раздела в СП 60 «Отопление, вентиляция, кондиционирование» и аналогичного по определению удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение в СП 30 не поступило.

Обоснования. Приложение Г «Расчет удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий» СП 50 ошибочно, вероятно, по невнимательности, включено в перечень обязательных вместо близкого по названию Приложения Ж «Расчет удельной теплозащитной характеристики здания», на которое приводится ссылка в п. 5.6 обязательного раздела 5 «Тепловая защита зданий» того же СП. Ошибочно, потому что по аналогии с СП 60.13330.2012 независимо от упоминания Приложения в обязательном разделе, обязательность самого Приложения повторяется в Перечне ППРФ № 1521, а в обязательном разделе 5, п. 5.6 СП 50, в котором дана ссылка на Приложение Ж, развивающем этот пункт, самого Приложения Ж в перечне ППРФ № 1521 нет!

Пояснения же авторов, что Приложение Г является обязательным, потому что в обязательном разделе 5 есть следующая ссылка на это приложение, как видно из цитируемого текста, несостоятельно: «в пункте 5.2, где приводится формула (5.1) определения нормируемого значения приведенного сопротивления теплопередаче ограждающей конструкции: Rонорм =Rотрmр, где mр — коэффициент, учитывающий особенности региона строительства, принимается равным 1 (как приведено в изменениях 1 к СП этот коэффициент со ссылкой на методику Приложения Г теперь принимается равным 0,63 для стен и 0,8 для других конструкций кроме светопрозрачных). Но поскольку п. 10.1 входит в необязательный раздел 10, и основная ссылка на методику, изложенную в Приложении Г, также приводится в п. 10.1, то Приложение Г по определению не может быть обязательным.

Авторы СП 50 в обоснование отнесения удельного расхода энергетического ресурса к отапливаемому объему здания, не обращая внимания на термины и определения, принятые в СНиП 23-02-2003 и ГОСТ 31427–2010, ссылаются на п. 5.12 этого СНиП, где ошибочно этот показатель относится в том числе «на 1 м3 отапливаемого объема», не указывая, что объема перечисленных выше помещений, а не всего здания, что для МКД больше объема квартир как минимум на 35%. Подтверждением того, что для МКД в квадратных скобках приводится показатель, отнесенный к объему квартир, а не всего здания, служит табл. 9 СНиП, строка 1: если разделить показатель, отнесенный к площади квартир, на показатель, отнесенный к объему квартир (в квадратных скобках), получим стандартную высоту этажа 2,8 м (с небольшими отклонениями до 2% из-за округления показателей).

То обстоятельство, что в табл. 14 СП 50 показатели нормируемой (базовой) удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию приняты из табл. 9 СНиП 23-02-2003, свидетельствует повторенное нами преобразование показателя удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, например, для 12-этажного МКД, из табл. 9 qот.тр = 25 кДж/(м3·°С·сут) при переводе из кДж в Вт·ч и преобразовании суток в 24 ч, после чего часы по предложению авторов сокращаются: 25·1000/24/3600 = 0,289 Вт/(м3·°С), что соответствует округленному значению 0,29 в табл. 14 СП 50.

Подтверждением того, что при пользовании этой табл. 14 нормируемый (базовый) показатель удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию оказывается как минимум на 35% занижен по сравнению со СНиП 23-02-2003, свидетельствует пример из Приложения П того же СП 50. Согласно п. 8 этого приложения, расчетный удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию 8-этажного дома, рассчитанный на базовые значения сопротивления теплопередаче наружных ограждений, определенный по формуле (Г.1), составил 0,219 Вт/(м3·°С) за отопительный период, а нормируемое значение по табл. 14 — 0,319 Вт/(м3·°С). Следовательно, нормируемое (базовое) значение превышает расчетное в 0,319/0,219 = 1,46 раза. Таким образом, можно, ничего не предпринимая, на бумаге получить повышение энергетической эффективности здания почти в 1,5 раза!

Еще один ложный довод авторов СП 50 заключается в следующем утверждении: «отапливаемый объем здания более точно отражает теплопотери здания, чем его площадь». В отношении теплопотерь через ограждающие конструкции — правильно, но в тепловом балансе здания еще участвуют теплопотери на нагрев наружного воздуха для вентиляции квартир, бытовые теплопоступления, которые зависят от количества проживающих в квартире людей, а это количество зависит от площади, приходящейся на одного жителя, а не от объема здания, еще и бытовые теплопоступления практически не зависят от наружной температуры.

То, что высота этажа может быть выше принятых 2,8 м, при желании может быть пересчитано в качестве базовых показателей. Например, для 8-, 9-этажного МКД с отношением площади светопрозрачных ограждений в квартирах к площади фасадов 0,18 и заселением 20 м2 площади квартир на человека, в котором соотношение составляющих теплового баланса дома, рассчитанного на утепление, до нормативных (базовых) сопротивлений теплопередаче ограждающих конструкций составляет: теплопотери через ограждения 51% от суммарных теплопотерь, в том числе через покрытия и перекрытия 5%, теплопотери на нагрев наружного воздуха для вентиляции квартир в нормативном объеме 49%, бытовые теплопоступления 23% от суммарных теплопотерь. Принимая, что бытовые теплопоступления уменьшают теплопотери в основном через стены и окна, система отопления обеспечивает компенсацию этих теплопотерь в размере (51 – 5) – 23 = 28%, а теплопотери через покрытия, перекрытия и на нагрев наружного воздуха в размере 5 + 49 = 54% от суммарных теплопотерь. Поэтому увеличение высоты этажа с 2,8 до 3,3 м повысит базовое значение удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию на (0,28·3,3/2,8 + 0,54)·100/(0,28 + 0,54) –100 = 6,1%. А можно это незначительное увеличение не учитывать и отнести увеличение высоты этажа на повышение коммерческой стоимости квартир, а потому можно на утепление здания затратить на 6% больше средств.

Во-вторых, обозначение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период (удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию) — приведено в Вт/(м3·°С), то есть в единицах мощности, а не работы (количества потребленной теплоты за период времени, которая обозначается в Вт·ч), что противоречит законам физики. Проведенное авторами СП 50 сокращение в общепризнанной (см. ГОСТ 31427-2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности») размерности Вт·ч/(м3·°C·сут) при замене суток на 24 часа даст 0,042·Вт/(м3·°C), что также нелепо, если бы выражение норматива воздухообмена в 3 м3/(ч·м2) жилой площади квартиры сократить на м2 в числителе и знаменателе, получится 3 м/ч, что соответствует размерности скорости.

Более того, п. 10 проекта Приказа опровергает применение удельной характеристики расхода тепловой энергии, подменяя ее удельным годовым расходом: «10. Нормируемый удельный годовой расход энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию зданий (в том числе многоквартирных домов), устанавливается равным базовому удельному годовому расходу энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию здания с момента вступления в силу настоящих Требований». Но конкретные значения этого расхода в Приказе отсутствуют! В таблицах Приложений 1 и 2 Приказа приводятся значения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, а не требуемого по ППРФ № 18 показателя удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

Ввиду изложенного в редакции «Требований энергетической эффективности зданий» проекта Приказа Минстроя предлагается:

—  формулировку п. 6 изменить на: «6. Удельный расход энергетических ресурсов устанавливается в расчете на единицу площади квартир или полезной площади помещений общественного здания [или их отапливаемого объема]»;

— в пунктах 7 и 8 исключить разделение требований на этап проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию и этап самой эксплуатации;

— в пунктах 7, 11, 12, 20 и 25 заменить понятие «удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию» на применяемое в ППРФ № 18 «удельный годовой расход энергетических ресурсов в многоквартирном доме, в том числе тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельной строкой, и удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию других зданий».

 Для всех типов зданий (многоквартирных домов, жилых одноквартирных домов, административных и общественных зданий) в качестве базовых значений удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию вместо таблиц Приложений 1 и 2 проекта Приказа предлагается использовать таблицы 8 и 9  из СНиП 23-02-2003, пересчитав их с кДж на Вт·ч, как это принято в европейских нормах, и  исключив из строки 1 табл. 9 жилые здания, поскольку одноквартирные дома представлены в табл. 8, а многоквартирные — в таблице Приложения 3 проекта Приказа с некоторыми изменениями. Тогда перечисленные таблицы будут иметь следующее содержание.

Таблица.

Приложение 1. Базовый удельный годовой расход тепловой энергии   на отопление и вентиляцию одноквартирных домов, Вт·ч/(м2×
Примечания.

1. При промежуточных значениях отапливаемой площади дома в интервале значения удельного годового расхода тепловой энергии определятся по линейной интерполяции.

2. Под отапливаемой площадью одноквартирного   дома понимают сумму площадей отапливаемых помещений, квартир с расчетной температурой внутреннего воздуха выше 12 °С, для блокированных домов — это площадь квартиры.

Таблица.

Приложение 2. Базовый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию общественных зданий, Вт·ч/(м2×oC×сут)

1

 

 

 

 

 

Примечания.

1. * Верхняя строка с односменным режимом работы; нижняя строка с 1,5-сменным режимом работы;

2. ** В квадратных скобках приведены значения для зданий с высотой этажа от пола до потолка более 3,6 м в Вт·ч/(м3×oC×сут), отнесенные к отапливаемому объему помещений полезной площади здания, в который входят также площади, занимаемые эскалаторными линиями и атриумами. Остальные значения — на м2 полезной площади помещений.

3. Нормируемые показатели в позиции 1 приведены при высоте этажа от пола до потолка 2,8 м, в позициях 2–6 на м2 при высоте этажа от пола до потолка 3,3 м.

4. Для регионов, имеющих значение ГСОП = 8000 °С·сут и более допускается повышение базовых значений на 5%.

В таблицу Приложения 3 проекта Приказа вносятся изменения, учитывающие, что при пересчете базовых показателей удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД из табл. 9 СНиП 23-02-2003 для других регионов страны, от градусо-суток зависит также и принимаемое сопротивление теплопередаче наружных ограждений (см. табл. 4 того же СНиП), а соответственно будут меняться теплопотери через наружные ограждения, и что бытовые теплопоступления, как одна из составляющих теплового баланса здания, не зависят от изменения наружной температуры. При ГСОП = 4000 °С·сут для МКД этажностью от 7 этажей и выше показатели совпадают с данными аналогичной таблицы рассматриваемого проекта Приказа, для МКД в 6 этажей и ниже они отличаются, потому что в табл. 9 СНиП не учитывалось, что при такой этажности «теплые» чердаки не применяются. Таблица Приложения 3 с рекомендуемыми изменениями приведена ниже.

Таблица.

Приложение 3. Базовый удельный годовой расход энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода   электрической энергии на общедомовые нужды, кВт·ч/м2

2

 

 

 

 

 

Примечания.

1. * базовый удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение принимается в соответствии с СП 30.13330 для заселенности 20 м2 площади квартир и зависит от климатического района, как по водопотреблению, так и по длительности отопительного периода, с отнесением к градусо-суткам нормализованного отопительного периода: при ГСОП = 2000 °С·сут равен 149 кВт·ч/м2, ГСОП = 3000–6000 °С·сут равен 135 кВт·ч/м2 и ГСОП = 8000–10 000 °С·сут равен 138 кВт·ч/м2;

базовый удельный годовой расход электрической энергии на общедомовые нужды равен 6 кВт·ч/м2 площади квартир для зданий выше 5 этажей, и 2 кВт·ч/м2 для зданий 5 этажей и ниже (из-за отсутствия лифтов), принимается с повышающим в 2,5 раза коэффициентом пересчета электрического киловатт-часа в тепловой.

2. ** при установлении базового уровня удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию были приняты следующие расчетные условия: температура внутреннего воздуха в квартирах 20 °С, заселение 20 м2 общей площади квартир на одного жителя, что соответствует нормативному воздухообмену 30 м3/ч на человека и удельным внутренним теплопоступлениям 17 Вт/м2 жилой площади. 

3. Для многоподъездных многоквартирных домов с секциями разной этажности при определении расчетного значения удельного годового расхода энергетических ресурсов для сравнения с базовым этажность дома усредняется.

4. Промежуточные значения удельного годового расхода энергетических ресурсов определяют методом линейной интерполяции по этажности многоквартирного дома и градусо-суткам отопительного периода.

5. Для регионов, имеющих значение ГСОП = 8000 °С·сут и более, допускается повышение базовых значений на 5%.

В-третьих, пунктом 11 проекта Приказа во исполнение изменений Правил Постановлением Правительства РФ № 603 от 20.05.2017 г. предусматривается уменьшение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию строящихся зданий (в том числе многоквартирных домов): с 1 января 2018 года на 20% по отношению к базовым значениям, указанных в таблицах приложений 1, 2 и 3 настоящих Требований; с 1 января 2023 года — на 40% по отношению к базовым значениям и с 1 января 2028 года — на 50% по отношению к базовым значениям.

Следует заметить, что в 1-й редакции Постановления Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г. в п. 7 к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности многоквартирных домов, отнесены: показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также показатель удельного годового расхода электрической энергии  на общедомовые нужды.

В последней редакции от 20.05.2017 г. записано по сути то же, но объединены показатель удельного годового расхода электрической  энергии  на общедомовые нужды  с  показателем  удельного  годового  расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, отделив последний от показателя удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, и назвав его не «тепловой энергии», а «энергетических ресурсов», как в первой редакции ППРФ № 18. Но там это общее название относилось ко всем перечисленным ресурсам (потому что суммарный расход включал тепловую и электрическую энергию), а в редакции от 20.05 2017 г. говорится только о расходе тепловой энергии на отопление и вентиляцию,  а обозначается общим показателем как энергетический ресурс. Казалось бы, несущественные изменения не так важны, но они подводят к тому, чтобы разделить в Приказе нормирование энергоэффективности МКД на этапы проектирования и эксплуатации, необоснованность чего была показана в «во-первых».

Указанная выше подмена понятий исказила в предложенном проекте Приказа требования ППРФ № 18 по «уменьшению показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме», поскольку по первой редакции ППРФ № 18 под энергетическими ресурсами понималась сумма удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение и электрической энергии на общедомовые нужды. Поэтому уменьшаться должна вся эта сумма, а по проекту Приказа уменьшается «нормируемая удельная характеристика расхода только тепловой энергии на отопление и вентиляцию».

Далее, во всех странах Европейского союза нормируемое уменьшение расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию сопровождается повышением тепловой защиты оболочки зданий, ибо наряду с осуществлением индивидуального на дом автоматического регулирования подачи теплоты в системы отопления, утепление наружных ограждений дома и замена окон на энергоэффективные и герметичные являются наиболее экономичным решением по сравнению с другими, и без них невозможно добиться продекларированного снижения энергопотребления системами отопления зданий. В проекте Приказа отсутствуют требования повышения теплозащиты наружных ограждений, что в очередной раз ставит под сомнение реализацию намерений повышения энергоэффективности зданий.

В таблицах Приложений 1–4 предлагается указать численные значения показателей, нормируемых с 1 января 2018 года. Зачем проектировщикам, экспертам, энергоаудиторам проводить дополнительные вычисления?

Обоснование.

Сопоставим состояние теплозащиты зданий в нашей стране и в Дании — наиболее развитой в этом направлении страны Европейского союза. В Дании и других скандинавских странах нормируется сопротивление теплопередаче стен «по глади» конструкции: по нормам 2006 года это было Rст.гл.тр. = 5,0 м2·°С/Вт и достигалось применением минераловатного утеплителя из базальтового волокна толщиной не менее 220 мм, а с 2010 года повысилось до Rст.гл.тр. = 6,67 м2·°С/Вт. Аналогичное повышение сопротивления теплопередаче принято для покрытий и перекрытий — до 10 м2·°C/Вт с 2010 года (против 6,7 м2·°C/Вт 2006 году).

Кроме этого, отдельно нормируется коэффициент линейных потерь тепла (мостики холода), который для стыков между наружной стеной, окнами и другими проемами должен быть не более 0,03 Вт/°C на погонный метр стыка (это требование 2006 года осталось и на 2010 год). С учетом того, что теплопотери в стыках между стенами и окнами составляют около 60% от всех потерь тепла в мостиках холода наружных стен, включающих опирание на железобетонные перекрытия, в том числе в зоне примыкания балконов и вертикальных ограждений, и др., приведенное сопротивление теплопередаче стен без оконных заполнений по нормам Дании составит в зависимости от года строительства, соответственно Rст.пр.тр. = 4,3 и 5,7 м2·°С/Вт. Это при ГСОП = 3000 градосо-суток, напомним, по нормам России при ГСОП = 4000 градосо-суток базовое значение приведенного сопротивления теплопередаче стен в 2017 году составляет 2,8 м2·°С/Вт, а минимально допустимое, становящееся по СП 50 обязательным, — 0,63·2,8 = 1,76 м2·°С/Вт! (см таблицу Приложения 4 проекта Приказа).

В отношении сопротивления теплопередаче оконных блоков в нормах Дании 2010 году принято незначительное повышение до 0,7 м2·°С/Вт (против 0,67 м2·°С/Вт в 2006 году). Но по нормам Германии EnEV 2009 предусматривается, что с октября 2009 года сопротивление теплопередаче светопрозрачных конструкций должно быть не менее Rок.тр. = 0,77 м2·°С/Вт, а с 1 января 2012 года Rок.тр. = 1,1 – 1,25 м2·°С/Вт.

В отношении удельного теплопотребления на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение многоквартирных домов площадью более 2200 м2 с 2006 года норматив составляет 70 кВт·ч/м2 в год, и предусматривается дальнейшее снижение нормируемого теплопотребления с 2010 года до 52,5 кВт·ч/м2 и с 2015 года до 30 кВт·ч/м2 в год. При пересчете на российские регионы со сравнительно небольшим ГСОП = 4000 °C·сутки требуемое удельное теплопотребление только на отопление и вентиляцию МКД составит: 30·4000 /3000 = 40 кВт·ч/м2 в год, а у нас для 9-этажных домов с 2018 года планируется не более 66 кВт·ч/м2, то есть в 66/40 = 1,65 раза ниже по энергетической эффективности, чем в Дании.

Следует обратить внимание на то, что в нормах Дании записано: «Даже в случае соответствия величины энергопотребления установленным нормативным требованиям заложенная в конструктивном решении зданий величина удельных теплопотерь в результате теплопередачи через наружные ограждения не должна превышать для одноэтажного здания 6 Вт/м2 площади оболочки здания, исключая окна и двери; для 2‑этажных зданий — 7 Вт/м2 и домов высотой 3 и более этажей — 8 Вт/м2».

С 30.06.2010 г. предусматривается следующий этап снижения указанных выше величин, соответственно до 5, 6 и 7 Вт/м2 (п. 7.2.1, stk. 8). Следовательно, независимо от применения энергосберегающих решений в инженерных системах поддержания микроклимата отапливаемых помещений, независимо от степени использования возобновляемых источников энергии тепловая защита зданий нормируется самостоятельно, она должна соответствовать высокому уровню и постоянно повышаться.

В-четвертых, в части обеспечения выполнения первоочередных требований энергетической эффективности (п. 18 проекта Приказа). В п. 18 а) и б) в фразу: «установка оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания (в подпункте б — многоквартирного дома) поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха» вставить слова (красным шрифтом): «и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры и давления в системе горячего водоснабжения»; — поскольку учет именно этих обстоятельств путем перенастройки контроллера регулятора подачи теплоты на отопление позволяет получить основную экономию тепловой энергии от реализации установки этого оборудования (см. в [4]).

Там же, в п. 18 а) и б) следует исключить слова: «при условии технической возможности» — как это в новом строительстве возможно отсутствие этой «технической возможности»? Даже при капитальном ремонте всегда есть место в техподполье для установки этого оборудования, включающего циркуляционный малошумный насос с установочной мощностью менее электрического чайника, регулирующий клапан условным диаметром не более 25 мм и контроллер. Включение этих слов дает возможность не выполнять указанного требования, совершенно справедливо названного первоочередным!

В п. 18 б) после слов «… в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления» предлагается дополнительно включить:  «, оборудование  устройствами, обеспечивающими работу систем вентиляции (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах), приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры и давления в системе горячего водоснабжения;», исключив эту фразу из п. 20 и), так как это решение является первоочередным для нормальной работы вентиляции в многоквартирных домах.

Продолжить п. 18 б) следующим абзацем: «при выполнении капитального ремонта и теплоснабжении МКД от ЦТП или квартальной котельной с самостоятельными внутриквартальными сетями на отопление и горячее водоснабжение — установка автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) с заменой элеватора на циркуляционно-подмешивающий насос и устройством автоматического регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления; если ЦТП или внутриквартальные тепловые сети от него подлежат реконструкции или замене — перенос узла приготовления горячей воды из ЦТП в ИТП с установкой в нем теплообменников ГВС и отопления, циркуляционных насосов в местных системах ГВС и отопления, а также аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и отопления, с настройкой параметров теплоносителя в системе отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления. – при желании всегда найдется возможность такого решения, которое действительно позволяет сократить потребление тепловой энергии на отопление по сравнению со стандартным проектным решением от учета увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением наружной температуры на 17% от годового теплопотребления, а при выявленном запасе тепловой мощности, например, на 20%, что характерно для зданий, построенных или утепленных до нормативных значений в ходе капитального ремонта после 2000 года, еще на 20–30% за счет изменения расчетных параметров теплоносителя с проектных и закладываемых для поддержания контроллером 95–70 °С на рассчитанные по формуле (см. в [4]), например, при запасе 20%: 84–63 °С.

В пунктах 20 в), г) заменить в скобках вместо (в случае более одного стояка) словами: (при необходимости) — потому что более одного стояка — это неграмотно, и проектировщикам известно, как решать вопрос распределения теплоносителя по стоякам вертикальных систем отопления и горячего водоснабжения путем повышения гидравлической устойчивости этих систем без применения балансировочных клапанов.

В-пятых, в п. 12 проекта Приказа предусматривается для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий с 1 января 2018 года уменьшение нормируемого расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию на 20% по отношению к базовому удельному годовому расходу, указанному в таблицах Приложений № 1 и № 2 к настоящим Требованиям. Для многоквартирных домов такого уменьшения не проводится! Почему? Ведь стоимость утеплителя в затратах на проведение работ по утеплению наружных стен здания составляет не более 20–30%, и увеличение на 20% толщины утеплителя приведет к увеличению стоимости работ всего на 4–6%, а сократит годовые теплопотери через стены до 10%. Так почему не использовать такую возможность для многоквартирных домов, тем более что в общественных зданиях рекомендуется такое уменьшение?

 В-шестых, поскольку в данном проекте приказа приводятся требования по повышению энергетической эффективности не только многоквартирных домов, как это обозначено в ППРФ № 18 и Приказе Минстроя № 399, но и общественных зданий, то класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении и общественных зданий. Это  следовало отразить в рассматриваемом приказе и привести обновленную таблицу классов энергетической эффективности зданий (а не только МКД), в части соответствия ее новой градации по п. 15.1 Правил в редакции ППРФ № 18 от 20.05 2017 г.,  для чего необходимо поменять  пределы отклонений в таблице классов энергоэффективности в Приказе Минстроя РФ № 399 от 06.06.2016, на следующие: для класса нормального «D» от 0 до -20%, для класса повышенного «С»  от -20 до -40%, для класса высокого «B» от -40 до -50%, для класса очень высокого «А+» от -50 до -60%, для класса очень высокого «А++» от -60 до -70%, для класса очень высокого «А+++» от -70% и ниже.

По результатам фактических измерений для МКД, подлежащих капитальному ремонту (построенных до 2000 года), следует расширить пределы отклонений низких классов, вернувшись к исходной таблице 3 СНиП 23-02-2003 с небольшим снижением, учитывающим прошедшие 15 лет: для класса пониженного «Е» от +35 до 0, низкого «F» от +70 до +35, очень низкого «G» выше +70%. В противном случае, если оставлять уровень самого низкого класса выше +50% (как в приказе № 399), то при указании, что капитальному ремонту подлежат все здания класса энергоэффективности «G», под него подпадут все здания, построенные до 2000 года. Надо ввести новое Приложение 5: Предлагаемая таблица классов энергетической эффективности зданий

 

Обозначение класса энергетической эффективности Наименование класса энергетической эффективности Величина отклонения значения рас-четного (фактического) удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня, %
A+++ Очень высокий+++ от -70 и ниже
A++ Очень высокий++ от -60 до -70
с 2028 г. A+ Очень высокий+ от -50 до -60
с 2023 г. B Высокий от -40 до -50
с 2018 г. C Повышенный от -20 до -40
с 2000 г. D Нормальный от 0 до -20
до 2000 г. E Пониженный от +35 до 0
до 2000 г. F Низкий от +70 до +35
до 2000 г. G Очень низкий выше +70

Замечание: Следует отметить, что после 20% понижения удельного годового расхода энергетических ресурсов с 2018 и с 2023 годов резкое уменьшение снижения этих ресурсов с 2028 года всего на 10% несколько неожиданно. Целесообразней с 2028 года и через последующее пятилетие рекомендовать промежуточное 15%-ное понижение удельного годового расхода энергетических ресурсов, а в последующие пятилетия перейти на 10%-ное понижение. Тогда диапазон класса «В» будет от -40 до -55%, класса «А+» будет от -55 до -70%, класса «А++» будет от -70 до -80% и класса «А+++» будет от -80% и ниже.

И последнее. Из п. 3 Требований энергетической эффективности зданий проекта Приказа странным образом из перечня обязательных лиц, участвующих в строительном процессе исчезли лица (организации), осуществляющие экспертизу проектной документации, предусмотренные ранее в п. 2 Правил установления требований энергетической эффективности зданий, утвержденных ППРФ № 18 от 25.01.2011 и № 603 от 20.05.2017: «…подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий…».

Задача экспертизы в этой области проверить, соответствуют ли выбранные конструкции наружных ограждений требуемому приведенному сопротивлению теплопередаче, учтены ли все составляющие теплового баланса здания при определении удельного теплопотребления на отопление и вентиляцию, соответствуют ли заданным значениям исходные показатели, принятые в расчетах, и соответствует ли запроектированное здание нормируемым требованиям энергетической эффективности, и какой ему можно присвоить класс энергоэффективности.

Утверждает класс энергетической эффективности построенного здания согласно ФЗ № 261 Госстройнадзор, а капитально отремонтированного — Госжилинспекция, но они сами расчеты не проверяют, а ориентируются на заключение экспертизы и подтверждение застройщиком этого заключения с использованием инструментально-расчетных методов при вводе здания в эксплуатацию в соответствии с п. 15 настоящего приказа.

При этом следует пересмотреть устаревшие ограничения на проведение экспертизы проектной документации, продеклариро­ванные в Градостроительном кодексе РФ в статье 49, параграф 2, и повторенные в Постановлении Правительства РФ № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документа­ции». В этих документах утверждается, что государственной экспертизе не подлежит проектная документация отдельно стоящих или сблокирован­ных до 10 блоков жилых домов с количеством эта­жей не более 3, многоквартирных домов с количе­ством этажей не более 3 и состоящих из не более чем 4 блок-секций, объектов общественного назначения с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 м2.

Что эти дома не надо отапливать и к ним не относятся требования энергосбережения? Неужели исполнительные органы не научили примеры строительства на 6 сотках, выделенных для индивидуального строительства, не подлежащего экспертизе, многоэтажных многоквартирных домов?

Далее, в части 3 статьи 49 установлено, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение экспертизы, применяемой повторно, но для оценки энергетической эффективности это неправильно. Современные дома типовых серий типовые только по принятой конструкции оболочки здания, они различны по этажности, количеству и типу секций (рядовая, торцевая, угловая) и набору квартир (3 или 4 на этаже), а поэтому удельные расходы тепловой энергии на отопление и вентиляцию для разных домов одной и той же типовой серии будут различны и энергетические паспорта тоже будут разные. В экспертизу следует представлять энергетический паспорт каждого привязываемого по типовому проекту жилого дома, а вместе с ним и раздел проекта «Отопление и вентиляция» с расчетами требуемого температурного графика подачи теплоты на отопление в зависимости от установленного запаса поверхности нагрева отопительных приборов, а также проект автоматизированного теплового пункта.

Последнее важно для обеспечения расчетной экономии тепловой энергии от утепления здания при наличии запаса в поверхности нагрева отопительных приборов, что допускается существующими методиками расчета водяных систем отопления. По тем же причинам следует в экспертизу представлять также энергетический паспорт, раздел «Отопление и вентиляция» проекта каждого капитально ремонтируемого многоквартирного дома, в том числе привязываемого по типовому проекту, ранее согласованного с экспертизой.

Это требуется и по Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации», в котором указывается:

«2. Установить, что проектная документация повторного использования, а также проектная документация, подготовленная в соответствии с частью 3 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются экономически эффективной проектной документацией при условии их соответствия следующим критериям:

б) объект капитального строительства, предусмотренный в проектной документации, имеет подтвержденный заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса «C»».

Из приведенного следует, что в текст приказа следует внести указание, что до утверждения класса энергоэффективности государственным строительным надзором в проектной документации на новое строительство, повторного применения и на капремонт должен указываться ожидаемый класс энергоэффективности, и он должен быть подтвержден экспертизой.

Итак, нарушения, допущенные в тексте проекта Приказа Минстроя России в отношении положений Постановления Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г., во исполнение которого этот приказ создавался; противоречия в разделении нормирования удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию на этапах проектирования и при эксплуатации; введение неправильной терминологии и таблиц базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, исключенных из СП 50.13330.2012 как обязательные по Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521; отсутствие в проекте приказа требований повышения теплозащиты наружных ограждений зданий, которые должны сопровождать продекларированное повышение их энергетической эффективности, как принято нормами стран Европейского союза и Северной Америки; включение в части обеспечения выполнения первоочередных требований энергетической эффективности словосочетаний «при условии технической возможности», предоставляющих возможность не выполнять эти требования; намеренное исключение из перечня обязательных лиц, участвующих в строительном процессе, лиц (организаций), осуществляющих экспертизу проектной документации, предусмотренных ППРФ № 18, ставят под сомнение реализацию намерений повышения энергоэффективности зданий по этому приказу, и его выполнение отбросит нашу страну в прошлый век.

Для обеспечения провозглашенного в изменениях от 20.05.2017 к Постановлению Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 повышения энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируе-мых жилых и общественных зданий следует пересмотреть приказы Минстроя России о требованиях энергетической эффективности зданий и классах их энергоэффективности, а также № 98/пр от 15.02.2017 г. в части энергосберегающих мероприятий при капремонте МКД [5]. Необходимо не только исключить из СП 50.13330.2012 раздел 10 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий» вместе с Приложением Г «Расчет удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий», Приложением Д «Форма для заполнения энергетического паспорта здания» и Приложением П «Пример составления раздела энергоэффективность проекта жилого дома», но и поручить этим приказом либо другим официальным документом разработать отдельный нормативно-технический документ «Свод правил Энергетическая эффективность зданий. Требования и определение показателей». Область действия СП 50.13330 следует ограничить тепловой защитой, т. е. наружной оболочкой зданий.

Лучшим исполнителем Свода правил, или по-современному ГОСТа «Энергетическая эффективность зданий…», мог бы стать НП «АВОК», имеющий большой опыт разработки стандартов в этой области: «Руководство по расчету теплопотребления эксплуатируемых жилых зданий» АВОК-8-2005-2011, «Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания» СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011, «Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловых нагрузок на систему отопления жилых и общественных зданий» Р НП «АВОК» 2.3-2012, «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» СТО НОП 2.1-2014, «Рекомендации по повышению энергетической эффективности систем вентиляции и кондиционирования воздуха» СТО НП «АВОК» 2.2.4-2015.

Литература

1. Горшков А. С., Ливчак В. И.  История, эволюция и развитие нормативных требований к ограждающим конструкциям. «Строительство уникальных зданий и сооружений» № 3 (30) — 2015 г.

2. Табунщиков Ю. А., Ливчак В. И. Первые итоги реализации программы повышения энергетической эффективности зданий в Москве. «Энергосбережение» № 7 —2011 г.

3. Ливчак В. И. Почему СП 50-13330-2012 «Тепловая защита зданий» приводит к снижению энергоэффективности зданий и как выполнить Постановление Правительства России об их повышении. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, № 3 — 2013 г.

4. Ливчак В. И. Выбор приоритета в авторегулировании теплоотдачи систем отопления жилых зданий. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, № 1 — 2016 г.

5. Ливчак В. И. Энергетическая эффективность энергосберегающих мероприятий при выполнении капитального ремонта многоквартирных домов. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, № 2 — 2017 г.

 

Скачать статью в pdf-формате:  Почему приказ «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» — это движение назад, в прошлый век?