подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 12 июня

  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • Водохозяйственный комплекс РФ: текущее состояние, перспективы развития, тенденции

    Светлана Анатольевна Гафарова

    С. А. Гафарова, президент НАВВ, член ЭС СФ РФ, член НТС Росприроднадзора

     

    Стратегией государственной политики в нашей стране на сегодняшний день является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики с сохранением и восполнением природных, в том числе и водных ресурсов.

    Сегодня устойчивое развитие современных городов во многом определяет качество воды, которой пользуются жители, а также своевременное отведение и очистка сточных вод. Предприятия водопроводно-канализацион­ного хозяйства, повышая качество предоставляемых услуг водоснабжения и водоотведения, повышают и качество жизни потребителей. Плотно сотрудничая с водоканалами, крупным, средним и малым бизнесом, а также с органами государственной власти, мы можем сказать, что особенности текущего времени напрямую отразились на предприятиях отрасли водоснабжения и водоотведения. В первую очередь это, конечно, касается импортной продукции, которая включена в различные перечни НДТ. Сюда относится разнообразное оборудование, реагенты, сырье и многое другое. Для нормализации ситуации необходимы срочные, в том числе и законотворческие меры.

    Много говорится о том, что Правительство поставило целью раз­витие коммунальной структуры регионов — это инвестиционные вложения. Принятая Правительством Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года предполагает ряд мероприятий, в числе которых создание упрощенного механизма передачи бесхозяйных объектов и сетей водоснабжения и водоотведения в государственную (муниципальную) собственность, создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства (проект ФЗ), обновление объектов водоснабжения и водоотведения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023–2027 годов с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом «Инфраструктурное меню». С нашей точки зрения, инвестиции не должны быть целью, они должны быть средством. Мы бы очень хотели, чтобы эти средства были направлены на достиже­ние целевых показателей, которые сегодня уже практически определены. В следующее десятилетие мы надеемся сделать достаточно много для развития именно этой составляющей нашей отрасли.

    Но существенное отличие водной отрасли в том, что она необыкновенно капиталоемкая, и все процессы, которые здесь идут, требуют окупаемости за 10, 15, 30 лет — таковы расчеты общего характера. Другая данность — это структура потребительского рынка. Потреби­тельский рынок сегодня, особенно в условиях некоторого спада эконо­мики, распределяется следующим образом: примерно 66% составляет население, 25% — бюджетные учреждения, 9% — прочие потребители. Разумеется, серьезно отличаются показатели ресурсоснабжающих организаций в городах-миллионниках и небольших поселениях. Это говорит о том, что подходы к работе водоканала, скажем, Санкт-Петербурга и, к примеру, Гатчины совершенно разные.  В свою очередь, в целях поддержки региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры реализуются также специализированные программы государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (публично-правовая компания «Фонд развития территорий») посредством целевых субсидий регионам выделяются на реализацию проектов в населенных пунктах, численность жителей которых не превышает 500 тыс. человек.

    Несмотря на предпринимаемые государством меры по увеличению объема софинансирования проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры в сфере водоотведения субъектами Российской Федерации и бизнес-сообществом, отмечается ряд существенных проблем, затрудняющих реализацию данных мероприятий.

    В частности, это:

    — отсутствие необходимого объема денежных средств в региональных бюджетах на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов очистных сооружений, в том числе недостаточность средств на разработку проектно-сметной документации;

    — увеличение стоимости строительства объектов очистных сооружений в связи с ростом цен на строительные материалы и оборудование. В процессе повышения на законодательном уровне экологических требований возникает необходимость внедрения в сферу водоотведения современных энергосберегающих технологий, повышающих качество очистки сточных вод. С учетом специфики сферы водоотведения и очистки сточных вод затраты на материалы и оборудование для канализационных очистных сооружений крайне высоки;

    — невозможность гарантийного ремонта установленного зарубежного оборудования, закупки запасных частей, комплектующих; серьезные проблемы при подборе отечественных аналогов оборудования и материалов, удовлетворяющих нормативным требованиям;

    — низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли водоотведения, в том числе в малых городах и сельских поселениях, и, соответственно, проблемы передачи объектов очистных сооружений в концессию;

    — проблемы с утилизацией и переработкой осадков сточных вод. В большинстве случаев осадок, образующийся в процессе очистки сточных вод, не перерабатывается и складируется на иловых полях или специализированных полигонах. В течение нескольких лет образуются существенные залежи иловых отложений, утилизация которых требует значительных финансовых вложений. Вместе с тем отмечается возможность использования накопленного осадка для коммунальных нужд (почвогрунта, рекультиванта), сырья для промышленности, RDF-топлива и других целей;

    — отсутствие квалифицированных проектировщиков, низкое качество подготовки проектной документации на объекты очистных сооружений (некорректность определения мощности очистных сооружений, исходные данные (анализ стоков) не соответствуют анализам реального стока по завершении строительства, применение при проектировании устаревших методов очистки сточных вод);

    — отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала на очистных сооружениях.

                Проблемными являются вопросы водоотведения в малых городах и сельских поселениях. Малые населенные пункты, расположенные в отдалении от крупных центров, имеют децентрализованную систему водоотведения и не оборудованы канализационными очистными сооружениями, либо действующие станции работают неудовлетворительно.

    Для самой ассоциации прошлый год ознаменовался новыми направлениями деятельности, а именно разработкой законодательных природоохранных инициатив в рамках работы в качестве секретариата подкомитета 15 ТК 465 Росстандарта «Проектирование и строительство»; непосредственным участием в реализации национального проекта «Экология» и государственных программ «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Комфортное жилье и городская среда», «Цифровизация экономики», сотрудничеством с профильными ассоциациями и общественными организациями в части повышения экологической и социальной ответственности бизнеса.

    Ассоциация открыта для сотрудничества с новыми участниками. Мы приглашаем организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также отраслевых производителей оборудования и услуг принять участие в совместной работе по развитию отрасли водоснабжения и водоотведения.

     

    Скачать PDF-версию статьи «Водохозяйственный комплекс РФ: текущее состояние, перспективы развития, тенденции»