подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69
  • Сегодня, 15 апреля

  • Ближайшие мероприятия

    Показать все ближайшие мероприятия
  • Арктический шельф — кладовая за семью замками

    Автор:

    Ю. Л. Шенявский, член президиума Ассоциации «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД»

     

    рсисИстория отсылает нас к Х веку, когда появляются первые сведения об арктических регионах. В ХVI веке поморы добрались до устья Оби, а затем до Енисея, Лены. В ХVI — ХVII веках русские мореплаватели открыли береговую часть Арктики, проложив путь к Тихому океану. В 1878–1879 годах Северный морской путь от начала до конца прошли исследователи из совместной российско-шведской экспедиции на корабле «Вега». Уже в наше время началось широкое освоение Арктики.

    Работы по освоению Арктического шельфа развернулись у нас в 1980-х годах.

    Арктический шельф представляет собой продолжение суши, уходящей под воду с небольшими глубинами.  Шельф российской территории составляет приблизительно 21% длины шельфа Мирового океана.

    Еще в 1920 году было проведено разделение Арктики на пять секторов — СССР, Норвегия, Дания, Канада и США. Это не территория государства, но каждая страна имеет право на разведку и разработку ресурсов в своей так называемой двухсотмильной экономической морской зоне. Эта зона может быть увеличена до 350 миль, если государство докажет, что эта зона является естественным продолжением материковой части. А двадцатимильная зона — это территориальные воды государства.

    Арктическая зона — это огромный сырьевой резерв страны, и не только России, поэтому за зоны влияния в Арктике идет серьезная борьба, пока только дипломатическая. Как сказано в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в пункте11-м: «…внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе …на шельфе Баренцева моря и в других регионах Арктики… В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы — может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации…»

    Разработка ресурсов ведется на шельфе экономической зоны. Шельфом называется подводная окраина материка, примыкающая к суше с общим геологическим строением. Зона шельфа, как правило, имеет глубины до 200 метров, иногда более.

    Площадь Арктического шельфа России сегодня составляет 4,1 млн кв. километров, что сопоставимо с площадью стран Европейского союза. Из них 2 млн кв. километров считаются перспективными с точки зрения добычи углеводородов. И это при условии, что степень разведки Арктического шельфа России крайне низка (в среднем 10%): Баренцево море — 20%, Карское — 10%, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Чукотское море — 0%.

    Как мы уже говорили, Арктический шельф — стратегическая кладовая России. За последние 10 лет более двух третей запасов углеводородов было открыто именно на шельфе.  Сегодня запасы шельфа — это 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, в том числе 69,5 трлн куб. метров газа. А по оценкам геологических служб США ресурс достигает 150 млрд тонн нефтяного эквивалента. Нужно помнить, что разведанных запасов углеводородов в Западной и Восточной Сибири хватит на три-четыре десятилетия. Мы должны понимать, насколько актуальна сегодня тема освоения Арктического шельфа. А ведь шельф хранит не только запасы углеводородов. Предположительно это никель, свинец, марганец, олово, платина, золото, алмазы. Все это есть на арктическом побережье и должно быть на шельфе.

    По существующим планам разработки шельфа добыча нефти должна быть доведена к 2030 году до 65 млн тонн и добыча газа до 230 млрд куб. метров. Для осуществления этих планов требуются значительные инвестиции (около одного триллиона долларов), что весьма проблематично. Мы не обладаем сегодня технологиями, материальной базой, кадрами.

    iСанкции не позволяют нам воспользоваться кооперацией. Выход один — создавать свои технологии, развивать машиностроение, готовить кадры. И опыт мы постепенно приобретаем. Первый и пока единственный проект, реализованный на российском Арктическом шельфе — месторождение «Приразломное», открытое еще в 1989 году, где установлена платформа. В 2014 году первые 300 тыс. тонн нефти доставлены покупателю в Роттердам. Еще один проект — в Печерском море с запасом нефти более 200 млн тонн.

    Мы уже упоминали о Северном морском пути. А это — кратчайший путь из Европы в Азию и на 40% быстрее и дешевле

    Судам необходимо топливо. Наиболее выгодным является сжиженный природный газ (СПГ). Бункеровка судов может производиться прямо в море. Сегодня началась глобальная гонка СПГ-проектов.  Россия объявила о планах догнать Катар по экспорту СПГ. С учетом строящихся производств в России 26,5 млн тонн в год мощностей по сжижению газа. Катар заявил планы увеличить экспорт с 77 млн тонн до 100 млн тонн в год. Австралия скоро будет самым крупным экспортером СПГ — 85 млн тонн в год.  США тоже хотят стать лидером в этой гонке, к 2020 году у них будет 65 млн тонн мощностей по сжижению. В плане США «энергетическое доминирование», в рамках которого американский СПГ должен прийти в Европу «на смену российскому газу». Рынок СПГ в период 2004–2013 годов вырос более чем в два раза со 130 до 250 млн тонн в год. Импортеры СПГ 30 стран — Япония, Южная Корея, Китай, Индия, Испания. Экспортеры — 19 стран. Строятся плавучие заводы по сжижению газа и плавучие регазификационные терминалы. Срок их сооружения в три раза меньше, чем стационарных. Сокращаются расходы на перевозку за счет увеличения вместимости газовозов со 140 тыс. куб. метров до 263 тыс. куб. метров, а вскоре ожидаются танкеры до 350 тыс. куб. метров.  В 2016 году поставки СПГ в Европу — 30 млрд куб. метров, а нужно 200 млрд в год. Кто сможет поставлять СПГ не только в Европу, но и в Азию быстрее и дешевле, тот и выиграет эту гонку. Пока наш трубный газ дешевле американского СПГ, но мы должны работать на будущее. У нас для этого есть и газ, и пути доставки, но и многого нет.

    фыЫфВернемся к названию статьи. Эти семь замков, которые затрудняют нам доступ к богатствам Арктического шельфа, по нашему мнению, следующие:

    1. Необходимость разработки новых технологий под каждый конкретный проект, а это сроки, стоимость, специалисты.

    2. Крайне затруднено развитие наземной инфраструктуры (ремонтные службы, складские помещения и прочее).

    3.  Климатические условия (температура, льды, айсберги).

    4. Экологическая безопасность (риски морских нефтяных разливов, деятельность природоохранных организаций, выступающих против деятельности по добычи углеводородов в Арктике).

    5. Финансово-экономические условия (стоимость разработок, рентабельность производства).

    6. Санкции и ограничения (мы можем потерять и теряем партнеров с их технологиями, оборудованием, специалистами).

    7. Геополитические проблемы (Арктика еще окончательно не поделена, конфликты могут возникать).

    Мы помним, что наш бюджет складывается в большей части от экспорта сырья и в основном углеводородов. И в будущем нам может помочь наша кладовая — Арктика.

     

    Скачать статью в pdf-формате: Арктический шельф — кладовая за семью замками