подписка на электронный дайджест
         
Контакты +7 (812) 336-95-69

Всемирное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов и повышение энергетической эффективности зданий в России

В. И. Ливчак, к. т. н., независимый эксперт

Исполняя Парижское международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов, Совет Европы в конце июня 2021 года принял Климатический закон, делающий углеродную нейтральность к 2050 году юридически обязательной к исполнению всеми странами — членами ЕС, и поставил промежуточную задачу: за последующие десять лет сократить выбросы углекислого газа больше, чем в сумме за прошлые 30 лет. Общепризнанно, что среди других секторов экономики в секторе зданий и жилищно-коммунального хозяйства заложены наибольшие возможности не только физического снижения потребления энергии, но и достижения полной углеродной нейтральности. На этом фоне у нас в России к всеобщему удивлению продолжается бумажная чехарда с разговорами о повышении энергетической эффективности зданий и при этом ничего не предпринимается на местах, где по-прежнему проектирование, а соответственно и строительство ведется по критикуемому инженерной общественностью (в том числе на страницах «ИС» [1]), но непотопляемому СП 50.13330 Тепловая защита зданий, который не только не требует этого повышения, но и исключил экспертизу от контроля за состоянием энергоэффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий.

Об этом была моя предыдущая статья в этом журнале [2], посвященная анализу государственных докладов о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации (госдоклады 2019 и 2020 годов), подготовленных Минэкономразвития России. И вот опять это министерство письмом Председателю Правительства РФ от 02.07.2021 предлагает утвердить обновленный по сравнению с изложенным в Распоряжении Правительства РФ от 19 апреля 2018 года № 703-р и рассчитанным к выполнению до 2030 года (а еще 2021 год не кончился) комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики страны, согласованный с большинством министерств Правительства, и, предполагая в 6-месячный срок после утверждения стратегии низкоуглеродного развития (она уже принята Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2019 года № 1228, чего еще ждать?) дополнить его новыми мероприятиями и разработать систему учета повышения энергоэффективности (какая система учета? Надо реально повышать энергетическую эффективность «на земле»!).

В констатационной части плана, относящейся к сектору зданий и жилищно-коммунального хозяйства, заявлено, что этим планом «…предлагаются мероприятия по созданию эффективного механизма контроля за выполнением требований энергетической эффективности к решениям, предусмотренным в проектной документации объектов капитального строительства. Утверждение и реализация мероприятий комплексного плана в представленной редакции усилят меры государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий, что позволит снизить энергоемкость и углеродоемкость экономики РФ».

Но это очередной набор красивых, нужных для создания положительного впечатления о важности проделанной работы слов, которые прячут огромное отставание нашей страны в этой области не только от развитых, но и развивающихся стран мира. И для малого числа оставшихся специалистов в повышении энергетической эффективности зданий (большая часть ушла в нефте-газовый сектор после дикой, безграмотной, «лысенковщинской» актуализации федерального нормативно-правового документа СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, в котором впервые на федеральном уровне были сформулированы требования к показателю энергетической эффективности зданий, в СП 50.13330 с тем же названием) понятна бесперспективность представленного плана в отношении сектора зданий и жилищно-коммунального хозяйства.

Это особенно трагично на фоне действительно реальных решений, побуждаемых Советом Европы к исполнению не только всем странами — членами ЕС, но и для других стран через введения соответствующих санкций на торговлю товарами. В частности, ЕК уже предложила постепенно, к 2026 году, ввести в ЕС сбор на импорт определенных товаров, производство которых потребовало высоких выбросов CO2. Среди товаров, которые могут быть изначально затронуты новым сбором, — цемент, удобрения, сталь. По данным Минэкономразвития России, меры ЕС затронут поставки из РФ на 7,6 миллиарда долларов в год.

В то же время в обновленном комплексном плане уже не выдвигаются требования энергетической эффективности при строительстве и капитальном ремонте зданий, в том числе и многоквартирных домов, не указано, к чему надо стремиться, каковы ближайшие цели и на перспективу до 2050 года реализации Климатического закона. А ведь «западные партнеры» не ограничатся сбором на импорт товаров, производство которых осуществляется с большим выбросом CO2. Для них не останется незамеченным, что наши здания потребляют намного больше энергии, а соответственно эксплуатируются также с большими выбросами CO2, — они придумают, как наказать нас!

Ссылка на доработку плана после утверждения стратегии низкоуглеродного развития непонятна. Считаем нецелесообразным дорабатывать повторно комплексный план в части его дополнения мероприятиями, позволяющими обеспечить достижение целевых показателей, установленных этой стратегией. Российские здания обладают самым большим техническим потенциалом экономии энергии, и специалисты в области повышения их энергоэффективности должны сами формулировать задачи, стоящие перед отраслью, как за счет усиления теплозащиты наружной оболочки здания и осуществления автоматического регулирования подачи теплоты на отопление зданий по оптимизированным графикам [3], так и путем использования утилизации теплоты удаляемого вытяжного воздуха, канализационных стоков, грунта земли, а также возобновляемых источников энергии (ВИЭ) как в новом строительстве, так и при капитальном ремонте существующих, с учетом положительного опыта зарубежных стран.

Так, согласно Директиве Евросоюза по энергетическим характеристикам зданий (EPBD 2010/31/EU recast), государства — члены ЕС должны обеспечить условия, чтобы к 31 декабря 2020 года все новые здания стали бы зданиями с «близким к нулевому энергетическим балансом», а в 2010 году они достигли уровня зданий с низким потреблением энергии, что соответствует энергопотреблению, которое на 50% ниже по отношению к стандартному зданию, построенному в начале 2000-х годов.

В данной статье предлагается реальный план достижения в нашей стране к 2050 году (году подведения итогов долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития на планете Земля согласно Парижскому международному соглашению от 12 декабря 2015 года): в отношении нового строительства перейти к строительству зданий с потреблением энергии, близким к нулевому, а в отношении существующего жилищного фонда — достичь в результате выполненного комплексного капитального ремонта уровня зданий с низким потреблением энергии для всех построенных до 2000 года многоквартирных домов.

В России теплопотребление зданий на их отопление и вентиляцию, начатых строительством в 2000 году, примерно соответствовало наиболее передовым в этой области странам ЕС — Германии и Скандинавским странам. В 2003 году вышел СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, по  которому выполнялось проектирование зданий. В нем были закреплены требования повышения тепловой защиты и впервые на федеральном уровне были сформулированы требования к показателю энергетической эффективности строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий — удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесенному к площади квартир и полезной площади отапливаемых помещений общественных зданий или к их отапливаемому объему. После этого официально так больше и не менялись требования повышения теплозащиты и связанной с ней энергоэффективности зданий вплоть до настоящего времени, несмотря на постановления Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 с требованиями о 40%-ном снижении энергопотребления зданий к 2020 году и от 20.05.2017 № 603 о 50%-ном снижении энергопотребления зданий к 2028 году, в том числе на 20% — с 2018 года.

Причины такого положения были рассмотрены в предыдущей статье в [2], там же предложены необходимые изменения в существующие нормативно-правовые документы, по которым осуществляется проектирование нового строительства и комплексного капитального ремонта с утеплением эксплуатируемых зданий для реализации действительного повышения энергетической эффективности жилых и общественных зданий.

Считаем, что в предлагаемом комплексном плане обязательно должны быть установлены ориентиры повышения энергоэффективности зданий, без чего невозможен контроль достигнутых при проектировании и эксплуатации показателей энергетической эффективности. Нами в основу динамики повышения энергетической эффективности зданий нового строительства, выражаемой в снижении их энергопотребления, положены требования Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 № 603 по максимальному снижению удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий на 50% по отношению к базовому уровню (соответствующего показателям СНиП 23-02-2003), но из-за задержки его реализации со сдвигом срока окончания не в 2028 году, как было в постановлении, а в 2030 году, и с выполнением 1-го этапа снижения на 25% в текущем 2021 году, а 2-го этапа  — на 15% — в 2025 году. И только тогда, в сравнении с директивой Евросоюза EPBD 2010/31/EU, энергопотребление зданий в России достигнет только в 2030 году уровня зданий с низким потреблением энергии (см. табл. 1), достигнутого, например в Финляндии на двадцать лет раньше — в 2010 году [4]. И это притом что такое повышение энергоэффективности зданий будет принято в настоящем году на федеральном уровне!

Таблица 1. Типы зданий и нормы потребляемой энергии для российских стандартных зданий, строящихся с 2000 года, в динамике достижения уровня зданий с низким потреблением энергии к 2030 году с условием начала реформирования с 2021 года

Тип здания Удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, кВт·ч/м2
стандартное       здание в 2000–2020 гг. здание с потребле-нием энергии ниже на 25% стандартного, в 2021 году здание с потребле-нием энергии ниже на 40% стандартного, в 2025 году здание с низким    потреблением   энергии по нормам ЕС, для РФ в 2030 году
на 1 м2 снижение % к станд. на 1 м2 снижение % к станд. на 1 м2 снижение % к станд. на 1 м2 снижение % к станд.
Жилой сектор 100 0% 75 25% 60 40% 50 50%
Офисы 125 0% 94 25% 75 40% 63 50%
                   Суммарный удельный годовой расход конечной энергии на дом, кВт·ч/м2
Жилой сектор, 245 0% 185 25% 147 40% 123 50%
в т. ч. без отопл. 145 0% 110 24% 87 40% 73 50%
Офисы, 175 0% 131 25% 105 40% 88 50%
в т. ч. без отопл. 50 0% 37 26% 30 40% 25 50%

Из [5] следует, что, если на первом этапе снижения энергопотребления строящихся и капитально ремонтируемых МКД удельный годовой расход тепловой энергии на их отопление практически обеспечивается за счет дополнительного утепления наружной оболочки здания и осуществления автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления по оптимизированным графикам (разница между требуемым и обеспечиваемым  расходами не превышает 1,4%), то на 2-м и 3-м этапах (с 2025 и 2030 годов) разница составит соответственно 17 и 31%. Из-за степенной зависимости снижения теплопотерь через наружные ограждения повышение сопротивления теплопередаче этого ограждения выше 40–50% по отношению к базовому значению экономически неэффективно, что вынуждает применять решения по снижению расхода теплоты на вентиляцию квартир. Это может быть регулирование воздухообмена по потребности — снижение объемов воздуха до минимально необходимого при отсутствии жителей, но оно эффективно в домах с заселенностью до 25–28 м2 общей площади квартир на человека, потому что при меньшей плотности заселения минимальная норма воздухообмена для вентиляции квартир уже не зависит от вентиляционной нормы воздуха на человека, а определяется минимальной кратностью воздухообмена в квартире (не ниже 0,35 ч-1). Или применения утилизации теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного, а также технологий, использующих нетрадиционные возобновля­емые источники энергии (НВИЭ) — тепловых насосов и солнечных коллекторов, в том числе для нагрева горячей воды в системе горячего водоснабжения, или солнечных фотоэлектрических панелей для выработки электроэнергии.

Дальнейшее снижение энергопотребления зданий нового строительства в России следует принять по уровню снижения из директивы Евросоюза EPBD 2010/31/EU [6], а по срокам — с интервалом не в пять, а в десять лет, поскольку нелогично после 10%-ного снижения энергопотребления по отношению к базовому уровню стандартного здания с 2030 года в последующем пятилетии при переходе к строительству энергопассивных зданий устанавливать 20%-ное снижение их энергопотребления, что и нереально в наших условиях. Тогда для России следует разбить период перехода к энергопассивным зданиям на два подпериода длительностью в пять лет по 10% снижения энергопотребления зданий по отношению к базовому уровню, чтобы в 2040 году закончить переход нового строительства к энергопассивным зданиям и перейти к началу строительства зданий с потреблением энергии, близким к нулевому, закончив этот переход в 2050 году (см. табл. 2).

Таблица 2. Типы зданий и нормы потребляемой энергии для обычных (стандартных) зданий, зданий с низким потреблением энергии, энергопассивных зданий и зданий с потреблением энергии, близким к нулевому, рекомендуемые для принятия в России до 2050 года

Тип здания Удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, кВт·ч/м2
стандартное       здание, с 2000 года здание с низким потреблением   энергии, с 2030 года энергопассивное здание, с 2040 года здание с энергоза-тратами, близкими   к нулевым, с 2050 года
на 1 м2 снижение % к станд. на 1 м2 снижение % к станд. на 1 м2 снижение % к станд. на 1 м2 снижение % к станд.
Жилой сектор 100 0% 50 50% 30 70% 10 90%
Офисы 125 0% 63 50% 38 70% 13 90%
Суммарный удельный годовой расход конечной энергии на дом, кВт·ч/м2
Жилой сектор, 245 0% 123 50% 74 70% 25 90%
в т. ч. без отопл. 145 0% 73 50% 44 70% 15 90%
Офисы, в т. ч. без 175 0% 88 50% 53 70% 18 90%
отопл. и вентил. 50 0% 25 50% 15 70% 5 90%

Тогда расширенная таблица классов энергетической эффективности жилых и общественных зданий, отражающая новый диапазон их градации, будет иметь следующий вид.

Таблица 3. Классы энергетической эффективности жилых и общественных зданий

Обозначение класса энергетической эффективности Наименование класса энергетической эффективности Величина отклонения значения рас-четного (фактического) удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня, %
  с 2045 года   A+++ Очень высокий +++ от –80 и ниже
с 2040 года   A++ Очень высокий ++ от –70 до –80
с 2035 года     A+ Очень высокий + от –60 до –70
с 2030 года       A Наивысший от –50 до –60
с 2025 года       B Высокий от –40 до –50
с 2021 года       C Повышенный от –25 до –40
с 2000 года       D Нормальный от 0 до –25
E Пониженный от +35 до 0
F Низкий от +70 до +35
G Очень низкий выше +70

Базовый уровень энергопотребления зданий соответствует классу нормальный D с диапазоном отклонения расчетного (фактического) удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня 0 до –25%, потому что следующий этап повышения энергоэффективности зданий, соответствующий классу повышенный C, начинается с –25% по отношению к базовому. Соответственно следующий этап повышения энергоэффективности зданий с 2025 года еще на 15% будет соответствовать классу высокий B и начинаться с –40% по отношению к базовому. Далее классы будут отличаться друг от друга в 10%. Наивысший класс А отражает достижение уровня зданий с низким потреблением энергии; очень высокий класс А++ — достижение в 2040 году уровня энергопассивных зданий и очень высокий класс А+++ — переход с 2040 года к уровню с потреблением энергии, близким к нулевому, достигнув его в  2050 году. И это при условии, что реформирование начнется в 2021 году с 25%-ного снижения энергопотребления зданий к базовому уровню, а дальнейшее снижение с соблюдением показателей табл. 1 и 2.

По результатам фактических измерений для МКД, подлежащих капитальному ремонту (построенных до 2000 года), следует расширить пределы отклонений низких классов, вернувшись к исходной таблице 3 СНиП 23-02-2003 с небольшим снижением, учитывающим прошедшие восемнадцать лет: для класса пониженного Е от +35 до 0, низкого F от +70 до +35, очень низкого G — выше +70%. В противном случае, если оставлять уровень самого низкого класса выше +50% (как в Приказе Минстроя № 399), то при указании, что капитальному ремонту подлежат все здания класса энергоэффективности G, под него подпадут здания, построенные до 2000 года. Выполнение изложенного плана позволит в новом строительстве достигнуть только к 2050 году уровня потребления энергии, близкого к нулевому, который предполагается достигнуть странами ЕС в 2020 году.

В отношении существующего жилищного фонда Минэкономразвития России в Комплексном плане мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года № 703-р, попыталось установить требование снижения теплопотребления на отопление МКД при их капитальном ремонте на 25% к 2030 году. Но из-за невозможности проконтролировать такое снижение, а также потому, что в СП 50.13330, по которому должна вестись оценка энергоэффективности зданий, вообще отсутствуют указания, какую выбирать теплозащиту зданий при выполнении их капитального ремонта, на федеральном уровне никакого повышения энергоэффективности не было реализовано на практике.

В федеральных документах, применяемых при проектировании зданий, о требовании повышения энергетической эффективности существующих зданий при их капитальном ремонте путем утепления зданий до базового значения приведенного сопротивления теплопередаче наружных ограждений и внедрения других энергосберегающих мероприятий указывается только в пункте 6.1 не действующего в настоящее время СНиП 23-02-2003, где сказано: «Повышение энергоэффективности существующих зданий следует осуществлять при реконструкции, модернизации и капитальном ремонте этих зданий», предполагая их утепление также до базового уровня.

В СП 50.13330.2012, пришедшего ему на смену и актуализирующего его, это требование вообще исключено из текста, а в Приказе Минстроя России № 1550/пр от 17.11.2017 «Требования энергетической эффективности зданий…» уже нигде не указывается о повышении энергоэффективности капитально ремонтируемых МКД, приведенного в ранее утвержденном ППРФ № 18, а в пункте 8 приказа, наоборот, подчеркивается, что «для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 года на 20% по отношению к базовому значению». Следовательно, энергоэффективность при капитальном ремонте МКД, по мнению Минстроя России, должна оставаться на уровне прошлого века!

А в это время в ноябре 2020 года Европейская комиссия (ЕК) обнародовала стратегию «Волны реновации». Задача данной инициативы — увеличить число зданий в Европе, подвергаемых переоборудованию с целью повышения их энергоэффективности в два раза в ближайшие десять лет. Как было объявлено в стратегии, ЕК пересмотрит минимальные стандарты энергоэффективности зданий и включит в это исследование существующие здания. В феврале 2021 года ЕК открыла обсуждения, касающиеся пересмотра EPBD, а Минэкономразвития России в «Госдокладе 2020» предлагает из  переработанной в 2020 году «Энергостратегии 2035» (вместо действующей и еще не выбравшей свой срок «Энергостратегии 2030») исключить важнейший индикатор: «Повышение энергоэффективности зданий», что является отказом от продолжения работ в этом направлении.

НП «АВОК», обладая банком данных показателей удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию основных типовых серий МКД, построенных и эксплуатируемых в г. Москве, имело возможность оценить фактическую энергетическую эффективность жилищного фонда г. Москвы, сложившуюся к концу 2019 года (расчеты обоснования приводятся в [7]). Предусмотрены два сценария повышения энергетической эффективности жилищного фонда к 2030 году: инерционный, реализующий действующий Приказ Минстроя № 1550, который предусматривает для МКД в новом строительстве до 2030 года оставаться на базовом уровне энергоэффективности, а капитальный ремонт МКД выполнять без их утепления, и энергоэффективный сценарий, предполагающий выполнение пункта II.6 Комплексного плана о 25%-ном снижении теплопотребления на отопление жилищного фонда страны в 2030 году и отражающий позицию НП «АВОК» по совершенствованию действующей нормативно-правовой и технической базы для реализации повышения энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий в России.

Расчеты, выполненные по Москве, показывают, что для обеспечения такого снижения теплопотребления на отопление жилищного фонда комплексный капитальный ремонт с утеплением и устройством автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления дома по энергоэффективному сценарию, который предполагает повышение теплозащиты зданий до базового уровня с 2021 по 2023 год и на 40% выше базового уровня с 2023 по 2030 год, должен осуществляться ежегодно на площади, составляющей 2,5% в год от площади жилищного фонда к 2020 году, что близко к объемам нового строительства, в отличие от пункта II.6 Комплексного плана понятно физически и подлежит контролю. Кстати, при таком сценарии получается, что комплексному капитальному ремонту будут подвергнуты все МКД, построенные до 1980 года, и, следовательно, можно выйти в последующие за 2030-м годы на расчетный срок в 50 лет между очередными капитальными ремонтами одного и того же дома. Аналогичный вывод, вероятно, можно перенести на другие регионы России.

Таким образом реализуется возможность для МКД в новом строительстве достичь уровня зданий с низким потреблением энергии (50%-ное снижение энергопотребления по сравнению с базовым значением) в 2030 году и энергозатратами, близкими к нулевым, в 2050 году — году подведения итогов долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития на планете Земля. Существующий жилищный фонд при задании повышения теплозащиты зданий на 40% выше базового уровня в результате проведения капитального ремонта ежегодно на площади, составляющей 2,5% в год от площади жилищного фонда к 2020 году,  в 2030 году достигнет уровня зданий с низким потреблением энергии в объеме 25% зданий существующего в 2020 году жилищного фонда, а в 2050 году — всех зданий, построенных до 2000 года.

В отношении самого плана по сектору зданий и ЖКХ относятся следующие пункты:

  1. Внесение изменений в ФЗ № 261, направленных на введение классов энергетической эффективности для общественных и административных зданий, порученное МЭР, Минстрою с выполнением во 2-м квартале 2022 года с выходом: «сформировать нормативно-правовую основу для установления классов энергетической эффективности для общественных и административных зданий». Учтено НП «АВОК» в Методическом пособии «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», выпускаемого вместо СТО НОП 2.01-2014. Основные требования по показателям теплозащиты и энергоэффективности для зданий разного назначения в динамике изложены в таблицах А1-А4 Приложения А.
  2. Разработка и утверждение методических рекомендаций по осуществлению контроля за выполнением требований энергетической эффективности к решениям, предусмотренным в проектной документации объектов капитального строительства (МКД, а также общественных зданий) с выполнением в 1-м квартале 2022 года с выходом: «создать инструмент, позволяющий реализовать необходимость соблюдения требований…». Исполнитель — Минстрой. Учтено НП «АВОК» в Методическом пособии «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», с добавлением таблиц 1, 2 на стр. 32 в [2] и табл. Г.8. Характеристика построенных и капитально отремонтированных в отчетном году МКД из «Госдоклада 2019», откорректированной нами в [2].
  3. …разработка критериев, определяющих необходимость оборудования МКД и общественных зданий ИТП и АУУ отоплением … с выполнением в 1-м квартале 2022 года с выходом: «сформировать критерии, позволяющие определять необходимость оборудования…». Исполнитель — Минстрой, Минэнерго, МЭР. Изложено в Рекомендациях НП «АВОК» 3.3.1-2009. «Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов». Критерий один — в новом строительстве подключение внутридомовых систем теплоснабжения к тепловым сетям выполняется только через автоматизированный ИТП; для существующих зданий, подключенных к тепловой сети через ЦТП или от котельной по 4-трубной схеме, внутридомовые системы отопления подключаются к тепловым сетям отопления через автоматизированный узел управления (АУУ); при планировании замены внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения от ЦТП или котельной до зданий, а также при планировании замены основного оборудования в ЦТП — отказ от 4-трубной схемы, перенос водонагревателей горячего водоснабжения с циркуляционными насосами в автоматизированное ИТП каждого дома с подключением к существующим внутриквартальным сетям отопления после их опрессовки, срок службы которых значительно выше сетей гвс. Поэтому пункт 12 — исключить.
  4. Подготовка предложений по переходу к обеспечению учета энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах путем реализации комплексных региональных программ в субъектах РФ, а также предложений по совершенствованию действующей системы определения объема потребляемых услуг, в том числе в условиях отсутствия индивидуальных приборов учета, в целях стимулирования повышения энергетической эффективности в многоквартирных домах на основе инвентаризации и анализа текущего состояния учета энергетических ресурсов и воды с выполнением во 2-м квартале 2022 года. Исполнитель — Минстрой, МЭР, Минэнерго. Изложено в ФЗ № 261, статья 13, пункт 5: «5. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, … собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии». Наличие или отсутствие индивидуальных приборов учета не влияет на выбор общедомового прибора учета и «на систему определения объема потребляемых услуг для расчета с теплоснабжающей организацией». П. 13 — исключить.
  5. Разработка типового набора энергосберегающих мероприятий в государственных (муниципальных) учреждениях и оценка экономической эффективности их внедрения с выполнением в 3-м квартале 2022 года с выходом: «сформировать перечень …». Исполнитель — МЭР, Минпромторг. Перечень энергосберегающих мероприятий давно известен (Интернет завален этими мероприятиями), важно выбрать приоритетные мероприятия по сочетанию энергоэффективности — цены — качества — надежности, что устанавливается при конкретном проектировании капитального объекта строительства. П. 17 — исключить.

Литература

  1. Ливчак В. И. Почему СП 50-13330-2012 «Тепловая защита зданий» приводит к снижению энергоэффективности зданий и как выполнить постановление Правительства России об их повышении. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, № 3, 2013.
  2. Ливчак В. И. Предложения по реализации повышения энергоэффективности зданий ЖКХ в России вопреки действиям Минстроя и Минэкономразвития. Инженерные системы АВОК Северо-Запад, № 1, 2021.
  3. Ливчак В. И. Как добиться повышения энергоэффективности зданий при проектировании и соответствия фактического теплопотребления проектным показателям. Инженерные системы АВОК Северо-Запад, № 4, 2019.
  4. П. Сормунен. Энергоэффективность зданий. Ситуация в Финляндии. Инженерно-строительный журнал, № 1, 2010.
  5. Ливчак В. И. И все-таки повышение теплозащиты зданий для сокращения теплопотребления на их отопление — это правильное решение! АВОК, № 6, 2017.
  6. Бродач М. М., Ливчак В. И. Здание с близким к нулевому энергетическим балансом. АВОК, № 5, 2011.
  7. Ливчак В. И. Какова фактическая энергоэффективность жилищного фонда города Москвы и тенденции ее повышения к 2030 году. Инженерные системы АВОК Северо-Запад, № 1, 2020.

 

Скачать PDF-версию статьи «Всемирное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов и повышение энергетической эффективности зданий в России»